Диплом Шалвы Тадумадзе, действующего генерального прокурора и кандидата в судьи Верховного суда, стал главной темой обсуждения сегодня на комитетских слушаниях в парламенте. Определенные неточности, вызвавшие сомнения в подлинности документа, двумя днями ранее выявила НПО «Международная прозрачность – Грузия».
«Всех ваших одногруппников, которые покажут мне такой же диплом, как у вас, я приглашу в лучшую хинкальную Тбилиси», – пообещал лидер фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе, когда Шалва Тадумадзе отказался назвать фамилий трех человек, которые учились с ним в свое время.
Диплом, за который обещают бесплатный ужин в хинкальной, выдан Тбилисским гуманитарным институтом им. Нодара Думбадзе в июне 1998 года. Однако это название, как выяснила «Международная прозрачность – Грузия», вуз получил только через пять лет – в 2003 году. Это одно несоответствие. Второе – в дипломе, выданном институтом, сказано, что Шалва Тадумадзе поступил в него в 1993 году, в то время как этот вуз был основан только в 1994-м, т.е. через год после того, как он поступил в него.
Your browser doesn’t support HTML5
Все это генеральный прокурор объясняет неразберихой, творившейся в системе образования в 90-х, которая позволяла открыть вуз «даже в подземном переходе». Тадумадзе говорит, что закончил Тбилисский гуманитарный институт им. Нодара Думбадзе экстерном, на год раньше, т.е. не в 1999-м, а в 1998-м.
«Соответственно, (вуз), выдавший диплом, был обязан вписать в него срок, определенный пятилетней программой. Поэтому туда и вписали 1993-1998 годы. В качестве даты начала обучения был вписан период, когда институт еще не существовал, но эта запись была сделана, когда институт уже функционировал. Другой возможности закон 1997 года ему не оставлял».
Убедить представителей оппозиции Тадумадзе не удалось: не помогли ни описание расположения института, который, по его словам, находился рядом с кинотеатром «Газапхули», ни вкладыш с оценками, ни даже брошенная в раздражении фраза: «Уж простите, что я родился в этой стране, в стране, где была такая система образования». Представители меньшинства сыпали вопросами по поводу однокурсников, преподавателей, предметов и под конец перешли даже на школьную программу. Лидер фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе «экзаменовал» Тадумадзе по мифологии.
«Чьей женой была Фемида?.. Ясно, отвечать не хотите. Продолжим. Фемида была женой самого большего бога – Зевса. А если бы она не была его женой, назначил бы он ее министром юстиции? Понятно, опять не отвечаете. Тогда последний вопрос: если бы вы не были юристом банка «Карту», если бы вы не были человеком, нанятым Бидзиной Иванишвили, стали бы вы генеральным прокурором? Боги мне подсказывают, что со 100%-ной вероятностью вы станете председателем Верховного суда Грузии. Вот только что мне Зевс крикнул это сверху», – сказал Гоциридзе.
В ответ Шалва Тадумадзе постарался поддержать заданный беседе тон:
«Так зачем же вы противитесь воле божьей?»
Диплом Тадумадзе стал главной темой многочасового заседания, впрочем, были и другие вопросы. Отар Кахидзе из «Европейской Грузии» поинтересовался у генерального прокурора по поводу пострадавших в результате разгона митинга в ночь на 21 июня, которым не был присвоен соответствующий статус:
«Мако Гомури и Георгий Сулашвили, которые потеряли глаз в результате превышения силы со стороны полиции. Несмотря на то, что мы не знаем, какой конкретно полицейский выстрелил в них – вы это пока не установили, – что вам мешает предоставить им статус пострадавших?»
В ответ на это Тадумадзе пообещал «заглянуть в это дело», т.к. у него нет возможности «в ежедневном режиме ознакомляться с ним».
Вопросы к генеральному прокурору были и у Малхаза Мачаликашвили, отца убитого в ходе спецоперации в Панкиси Темирлана Мачаликалишвили. Правда, возможность попасть в зал, где заслушивали главного обвинителя страны, ему не дали.
По итогу сегодняшнего заседания часть оппозиции потребовала, чтобы Тадумадзе снял свою кандидатуру с конкурса по назначению верховных судей и ушел с занимаемой им в настоящее время должности. Генеральный прокурор ответил, что уходить никуда не собирается:
«Из-за того, что у каких-то неквалифицированных или непорядочных неправительственных организаций есть подозрения по поводу моего диплома, я должен отложить свою 18-летнюю работу и ждать, что скажет следственная комиссия – настоящий мой диплом или нет? Я вам прямо сейчас говорю: она установит, что он настоящий, потому что он таковым является. Нравится это кому-то или нет, этот диплом выдавался по закону, у меня была возможность его получить, я его получил и с ним создал эту карьеру».
В рядовых ситуациях начать проверку подлинности диплома соответствующая служба Минобразования может начать после обращения владельца диплома или его доверенного лица. Впрочем, как полагают в НПО «Международная прозрачность – Грузия», это тот случай, когда ведомство должно начать процедуру проверки диплома по своей инициативе.