Во всех крупных городах Грузии сегодня шествием, крестным ходом и праздничным богослужением был отмечен День святости семьи. Представители власти присоединились к шествию, а премьер-министр Ираклий Кобахидзе обратился к участникам шествия после выступления местоблюстителя патриарха Ильи Второго, Шио Муджири. Ни один из представители власти не вспомнил, что сегодня Международный день борьбы против гомофобии. Слова любви и защиты сегодня были обращены лишь к православному большинству грузинского общества. Такую «заботу» о грузинских семьях оппоненты власти и правозащитники назвали фарисейством.
Приверженцев святости семьи в Грузии много, так много, что они могут занять площади центральных улиц столицы и других городов страны; их гораздо больше, чем тех, кто в эти дни выходит против закона об «иноагентах».
Так, видимо, следовало трактовать то, как десятки тысяч людей крестным ходом с иконами в руках отмечали сегодня День святости семьи, и к этому шествию присоединились представители «Грузинской мечты» во главе с премьер-министром Ираклием Кобахидзе. Это транслировалось по всем проправительственным каналам в течение целого дня, не оставляя пространства для тех, кто решил бы сегодня отметить Международный день борьбы против гомофобии или же протестовать против закона об «иноагентах».
Your browser doesn’t support HTML5
Хотя по последнему вопросу патриарший местоблюститель Шио в самом начале шествия у церкви Кашуети на проспекте Руставели на какое-то время многим дал надежду, что Патриархия все-таки выступает против принятия закона об «иноагентах». Здесь, к слову, 5 мая, в день православной Пасхи, церковный праздник отмечали участники акции протеста против принятия закона об «иноагентах». Так были истолкованы его слова о том, с какой болью Церковь смотрит на расколовшееся из-за закона общество, когда с одной и с другой стороны стоят прихожане православной церкви. И там же епископ Шио напомнил, что «только любовь может воссоединить противоборствующих людей, расколотое общество».
Читайте также Вера, Церковь, «Мечта» и закон об «иноагентах»Слово «любовь» многократно повторялось в этот же день в речи премьер-министра Ираклия Кобахидзе, который присоединился к шествию с проспекта Руставели до набережной Куры, Рике и дальше к кафедральному собору Самеба.
Уже там, на лестницах кафедрального собора митрополит Шио на время заговорил как представитель власти «Грузинской мечты». Предостерегая общество, что «гендерные вопросы и новейшие технологии» грозят народам разврат и истребление, возмущаясь тем, что европарламентарии раскритиковали планы правительства принять конституционные поправки против ЛГБТ-пропаганды, он настоятельно потребовал принятия этих поправок, и говорил владыка Шио об этом так как представитель не церковной, небесной власти, а как один из руководителей правительства:
«Вот представьте, наша попытка защитить наших детей от пропаганды этого тяжелого греха европарламентариями была расценена как атака на свободное общество. Для того, чтобы мы в нашей стране не допустили насаждения вот такого развратного мышления, мы обязательно должны принять этот закон [о защите семейных ценностей и несовершеннолетних]».
А потом местоблюститель патриарха Шио, обратившись к стоявшему рядом премьер-министру Ираклию Кобахидзе словами «ваше превосходительство», передал ему слово. И из уст Кобахидзе в каждом предложении звучало слово «любовь»:
«Мы христианская страна, и главная ценность христианства – это любовь, любовь между людьми. Есть силы, которые искусственно пытаются заменить любовь между нами ненавистью. Мы должны сделать все, чтобы объединить нашу страну, каждого нашего гражданина вокруг любви. Единство вокруг любви – это то, к чему должен стремиться каждый из нас. Боже, благослови нашу страну любовью. Любовью мы можем также объединиться с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами. Да здравствует наша единая Грузия, которую объединяет именно любовь между людьми. Как представитель власти могу вам обещать, что мы сделаем все для защиты наших ценностей и национальных интересов нашего государства, нашей страны», – заявил Ираклий Кобахидзе.
Читайте также Изобретение ценностей. Как устроен механизм воинственной традиции и как с ним боротьсяДо сегодняшнего дня Кобахидзе почти не демонстрировал миролюбие, особенно к политическим оппонентам и всем тем, кто не разделяет мнение правящей силы во главе с Бидзиной Иванишвили. Слово «любовь» прежде не фигурировало в лексике премьер-министра. Тем не менее оппоненты власти далеки от мысли, что глава правительства проникся истинным христианским миролюбием и готов подставлять вторую щеку оппонентам.
По мнению наблюдателей, церковь и власть решили лавировать сообща, ведь среди прихожан оказалось множество противников закона об «иноагентах», выступающих за святость семьи.
Читайте также Гомофобия как форма святости семьиЭка Агдгомелашвили, специалист по гендерным вопросам, член правления правозащитной НПО «Группа поддержки женских инициатив» (WISG) делится своими наблюдениями за последние 20 лет. По ее словам, каждая власть в Грузии, оказываясь в кризисной ситуации, еще больше сближалась с ГПЦ. Так и в случае «Грузинской мечты», которая, по мнению правозащитницы, путем манипуляции и демагогии пытается скрыть главную опасность, которая грозит стране из-за политики правящей силы – то, как страна большими шагами идет в направлении России. Да и всю эту кампанию вокруг святости семьи Эка Агдгомелашвили считает фарсом и оскорблением – с учетом проблем фемицида, семейного насилия и других, с которыми сталкиваются грузинские семьи:
«Все это звучит оскорбительно на фоне того, что власти не беспокоят проблемы одиноких матерей, судьбы пожилых людей, а также уехавших в эмиграцию женщин в контексте заботы о семье и ее целостности. И в этом же ключе власти не занимаются вопросом детей школьного возраста, которые практически голодают, их не беспокоит крайняя бедность, в которой находятся множество семей. Вот на этом фоне риторика власти о защите семьи – полное фарисейство. Такими заявлениями, демагогией они пытаются найти опору внутри страны и за рубежом, чтобы провести свою пророссийскую политику и замаскировать смену геополитического курса страны, и чтобы оформить эту демагогию как заботу о традициях и суверенитете страны. Весть этот фарс, спектакль, который сегодня устраивает власть, служит одному: скрыть, как Грузия огромными шагами направляется к России».
Читайте также Эка Агдгомелашвили: «Пребывающие в кризисе власти пользуются гомофобными настроениями в обществе»Семьи есть и у квир-сообщества; они, как и представители доминантных групп, имеют фундаментальные права на вероисповедание и публичную жизнь, которым не осталось места после майских погромов в 2013-м, а потом и июльских нападений ультрарадикальных групп на ЛГБТ-активистов в 2021-м.
Читайте также Крестовый подход «Грузинской мечты»С тех пор, говорит директор Tbilisi Pride Тамар Джакели, квир-сообщество не отмечает 17 мая как День борьбы с гомофобией. И альтернативные прайд-недели в июле в этом году организованы не будут:
«Мы физически не можем заявить о себе, организовать что-то. Когда каждый день полон репрессиями, угнетениями, засадами в подъездах. Мы приняли решение не проводить физические мероприятия во время прайд-недели в июле и ограничиться лишь онлайн-кампаниями и активностью в соцсети. Возможно, в будущем году, если станет возможной смена этого режима и у нас будет более нейтральная нормальная власть, мы, квир-люди, сможем воспользоваться нашими конституционными правами и проведем разные мероприятия».
Читайте также Тамар Джакели: «Государство и церковь отбирают у нас право выйти на улицы»День святости семьи отмечается 17 мая с 2014 года в ответ на попытку ЛГБТ-активистов отметить День борьбы против гомофобии в 2013 году. Тогда толпа ультрарадикалов во главе со священнослужителями жестоко расправилась с активистами ЛГБТ-сообщества и журналистами, освещавшими события. С тех пор ГПЦ и власть, несмотря на принятие антидискриминационного закона, практически не оставляет пространства представителям квир-сообщества.
Читайте также Под угрозой анафемы