В Грузии обсуждают перспективы «Грузинской хартии». Документ о единстве, предложенный президентом Саломе Зурабишвили 3 июня во дворце Орбелиани, подписали 17 партий и 5 независимых депутатов. От оппозиционных партий ждут плана победы на предстоящих выборах в октябре. За короткое время в оппозиционном спектре должны определиться вокруг главного вопроса: что лучше, пойти на выборы единым списком или сформировать несколько крупных предвыборных политических групп?
Предложив подписать «Грузинскую хартию», президент Саломе Зурабишвили смогла внести оживление в ряды оппозиции. Подписавшие хартию после победы на выборах обязуются осуществить необходимые для вступления в ЕС реформы. Там же содержится идея создать для осуществления этих реформ техническое правительство, а потом провести внеочередные выборы с уже реформированными избирательной и судебной системами.
Читайте также Президент Зурабишвили предложила совсем другую ГрузиюВо дворце Орбелиани 3 июня президент Саломе Зурабишвили обещала строго следить за соблюдением принципов хартии, но там же пояснила, что это единство не обязывает оппозиционные партии выступить на предстоящих выборах единым списком. Президент дала понять, что выступает координатором в процессе, но главное решение оставила за оппозиционными партиями.
По данным администрации президента, во дворце Орбелиани хартию подписали политические партии: «Партия зеленых Грузии» – Гия Гачечиладзе, «За справедливость» – Эка Беселия, «Дроа» – Элене Хоштария, «Гирчи – больше свободы» – Зураб Джапаридзе, «Европейские демократы» – Паата Давитая, «Закон и право» – Тако Чарквиани, «Лело для Грузии» – Мамука Хазарадзе, «Ахали» – Ника Мелия, «Микалакееби» – Кетеван Туразашвили, «Анна Долидзе для народа» – Кахабер Двалишвили, «Свобода – путь Звиада Гамсахурдиа» – Ираклий Джамбурия, «Стратегия Агмашенебели» – Паата Манджгаладзе, «Европейская Грузия» – Гига Бокерия, Республиканская партия – Давид Бердзенишвили, «Единое национальное движение» – Тина Бокучава, «Движение государство за народ» – Ника Мачутадзе, «Национально-демократическая партия» – Бачуки Кардава. И независимые депутаты: Нато Чхеидзе, Ростом Чхеидзе, Тамар Кордзая, Хатия Деканоидзе и Армаз Ахвледиани.
Хартию подписали 17 партий, среди них и «Нацдвижение». Его председатель Леван Хабеишвили сегодня постарался максимально опровергнуть мнение о том, что его партия настаивает на единых списках и на объединении вокруг себя:
«Национальное движение» будет везде, где будут говорить и действовать вокруг единства. Мы понимаем, что эти выборы не будут партийными, они будут иметь государственную важность, это связано с будущим страны и нашего народа. Поэтому мы отложили в сторону практически все бюрократические вопросы, чтобы служить народу. Мы за единство, но не собираемся конфликтовать с теми, кто другого мнения. Важно согласовать позицию, и тогда, я уверен, с единой позицией мы сможем побороть режим Иванишвили. Однозначно могу заявить: «Единое национальное движение» готово служить народу, а не партийным интересам».
Читайте также В оппозиции спорят о единстве с «Национальным движением»
За создание 2-3 крупных предвыборных объединений выступают лидеры других оппозиционных партий, среди которых «Ахали» и «Лело». Но какие политические силы сгруппируются вместе, чтобы легче преодолеть 5-процентный избирательный барьер, пока неясно. Оппозиционные партии не могут назвать дату, когда они смогут объявить о своем решении.
Сторонникам идеи единого списка жестко ответила один из лидеров «Европейской Грузии» Тамара Черголеишвили. По ее словам, эта идея потерпит такой же крах, какой претерпела в свое время и идея тайно провести экс-президента Михаила Саакашвили в Грузию из Украины на контейнере с молочными продуктами:
«Лоббисты единого списка должны воздержаться от политической экспертизы и опустить головы вниз. Это они – создатели идеи контейнера со сметаной. Единый список для национальных интересов Грузии станет контейнером со сметаной, на котором привезли Мишу в Грузию, и как для него все это закончилось, мы видим. Вот так закончится и история с едиными списками... Единый список для Грузии – то же, что и контейнер со сметаной для «Национального движения», – заявила Черголеишвили в эфире ТВ «Пирвели».
Читайте также Тина Хидашели: «Негативная роль Саакашвили в сегодняшней политике больше всего выгодна «Мечте»
Подписанты должны определиться за месяц, считает депутат Яго Хвичия, лидер «Гирчи», который отказался присоединиться к хартии из-за идеи технического правительства и внеочередных выборов:
«Единственное, что может сделать эта хартия, – помочь подписантам в укомплектовании списков. Не знаю, это будет один большой список или два. В противном случае, через месяц про эту хартию не вспомнят даже те, кто ее подписал».
Этого месяца оппонентам не отвел премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Он уже назвал партии, объединившиеся вокруг хартии, «партийным реестром иноагентов» президента Зурабишвили. И еще:
«Так называемая хартия является планом по подрыву независимости государства, каждый из представленных пунктов является планом по отмене независимости Грузии, что абсолютно логично: когда иностранные агенты заключают соглашение, их единственной задачей может быть отмена независимости государства. Это именно то, что отражено в хартии», – заключил Кобахидзе.
Читайте также «Закон принят. Сидите тихо!»О крахе, но другом, предостерегает оппозицию один из участников акции протестов против закона об «иноагентах» писатель Лаша Бугадзе.
«Президент предложила такую стратегию – принять выборы как референдум с вопросом: Грузия или Иванишвили со своими русскими? Грузинское общество два месяца одерживает победу над режимом Иванишвили. Но если партии вновь предложат то же самое, что и раньше, и не смогут подхватить этот двухмесячный процесс, всю эту большую волну протеста – Грузия потерпит поражение», – пишет Бугадзе в соцсети.
Читайте также Референдум как идея без будущего
«Составление единого партийного списка – это сложный процесс», – говорит Вахтанг Дзабирадзе, конституционалист, депутат третьего созыва грузинского парламента. Но не только по этой причине ему не нравится эта идея:
«Если даже будет достигнуто соглашение по этому вопросу, этот список все равно не будет единственным и единым. Появятся множество маленьких партий, которые захотят участвовать в выборах, и «Грузинская мечта» будет способствовать этому. К тому же, в едином списке заинтересовано «Нацдвижение», а Михаил Саакашвили, кажется, заявил, что в этих списках 50% мест должны принадлежать его партии, что категорически неприемлемо для многих оппозиционно настроенных избирателей. Я считаю, что те партии, которые отказываются от единых списков, действуют правильно».
Выходом политолог считает создание нескольких крупных избирательных объединений (избирательные блоки запрещены в Грузии). По его мнению, «Европейская Грузия» (Гига Бокерия), «Гирчи – больше свободы» (Зураб Джапаридзе), «Дроа» (Элене Хоштария) и другие маленькие партии, возникшие из недр «Нацдвижения», должны перегруппироваться вокруг того же «Нацдвижения» и отколовшегося от него «Ахали» во главе с Никой Мелия и Никой Гварамия.
Отдельным объединением политологу представляются центристские партии, не слишком аффилированные с «Нацдвижением», такие, как «Лело», «Гахария – за Грузию», «Мокалакееби» Алеко Элисашвили. Это тоже будет сложно сделать, но не так трудно, как составить единые списки, добавляет Вахтанг Дзабирадзе.
Читайте также Больше, чем выборы. С чем грузинская оппозиция идет на октябрьский «референдум»?
По его прогнозам, «Грузинская мечта» на выборах может набрать 30% голосов за счет той части избирателей, которых можно заинтересовать законами против ЛГБТ-пропаганды и обещанием сохранить в стране стабильность.
По 30% голосов могли бы набрать «Нацдвижение» и так называемая третья сила, говорит политолог Дзабирадзе, спеша добавить, что это случится при правильно спланированной кампании, которая заставила бы молодежь, которая вышла на улицу, еще и прийти на избирательные участки.
Пока о своих политических планах ничего не говорят в молодежных движениях. Там сконцентрированы на организации акции протеста под слоганом «Утоми режим», которая анонсирована на завтра, 5 июня.