Досрочные выборы в Абхазии: путь Аслана Бжания

Аслан Бжания

Сегодня была определена дата проведения досрочных президентских выборов в самопровозглашенной республике Абхазия – 15 февраля 2025 года. Это решение было принято абхазскими депутатами после того, как 19 ноября 2024 года действующий лидер Аслан Бжания ушел в отставку на фоне многодневных протестов в Сухуми. Официальный список кандидатов, претендующих на президентское кресло, пока не оглашен. Но точно известно, что Аслан Бжания намерен вернуть свою должность. В этом материале рассказываем о новом старом кандидате.

Аслан Бжания – трехкратный кандидат в президенты и третий абхазский лидер, покинувший свою должность под давлением протестующих. Но в отличие от своих предшественников, решивших отказаться от президентских амбиций, он объявил о намерении участвовать в грядущих досрочных выборах.

От строительства к госслужбе

Биография Аслана Бжания – это путь от инженера до президента. Он родился в 1963 году в селе Тамыш Очамчирского района в многодетной семье учителей. Как и его предшественники Рауль Хаджимба и Сергей Багапш, Бжания происходит из абжуйских абхазов.

Свое первое высшее образование – а у Бжания их три – он получил в Кыргызстане, по специальности «инженер-строитель». Позже свою учебу Бжания продолжил в России. Там же, в городе Смоленске, он построил два жилых дома. Второе образование Аслан Бжания получил в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Третье – в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Особый интерес вызывает его служба в КГБ СССР. До 1992 года Бжания работал в КГБ Абхазии, что обеспечило ему статус «бывшего КГБшника» в будущем. Однако вскоре после своей службы он переключился на коммерческую деятельность.

Бизнес, как говорит Бжания, был связан с железнодорожными и авиационными перевозками, экспортом леса и туристической деятельностью.

«Это был средний бизнес по российским меркам», – подчеркнул он в интервью «РБК+».

В 2009 году Бжания уже был назначен советником по экономическим вопросам посольства Абхазии в России. Так от бизнеса он стал постепенно уходить в сторону государственной службы.

В высшие эшелоны власти Аслан Бжания вошел в 2010 году, когда возглавил Службу государственной безопасности самопровозглашенной республики. Этот пост, пожалуй, стал ключевым шагом в его политической карьере.

В органах госбезопасности Бжания служил и в период начала грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, в Гудауте. Тема войны и неучастия Бжания в ней часто вызывала споры в Абхазии. Оппозиционеры упрекали Бжания и в том, что он занимался коммерческой деятельностью в России в те годы, когда Абхазия переживала самые трудные времена.

«Появился Аслан Бжания в Абхазии лишь в 2010 году, и он не может чувствовать ту боль, через которую прошел наш народ во время войны и в блокадные годы», – говорили оппозиционеры в октябре 2024 года.

В 2020 году Бжания прокомментировал обвинения в свой адрес в интервью «Абаза ТВ» и рассказал, где находился во время войны.

«В конце августа 1992 года-начале сентября я выехал из оккупированного Сухума. После того, как была освобождена Гагра, два моих друга, этнических абхаза, которые проживали в Москве, – я намеревался вернуться сразу, – они меня попросили оказать им помощь в формировании гуманитарного груза – 20 тонн. Тогда, если вы помните, цены росли, у них не было денег, за один день они этого не смогли бы сделать – в неделю раз что-то закупалось, готовилось. Подчеркиваю, что это были их деньги, я им просто помогал. Это не богатые люди, индивидуальные предприниматели, но они решили помочь своей воюющей стране. Там были сахар, мука и масло. Формирование этого груза заняло несколько недель. Я с этим грузом приехал в Абхазию и до 27 сентября 1993 года служил в Службе безопасности Республики Абхазия. Есть люди, которые это могут подтвердить. 27 сентября 1993 года я выехал за пределы Абхазии в служебную командировку».

Президентские амбиции

Кандидатом в президенты Бжания выдвигался не раз. Впервые – в 2014 году, тогда он проиграл своему конкуренту Раулю Хаджимба.

«Когда начинал свою политическую карьеру, я думал, что могу стать президентом. А вот когда начинал свою государственную карьеру, таких мыслей не было. Я проиграл выборы в 2014 году. И тогда началась политическая карьера. С 2014-го по 2020-й я возглавлял объединенную оппозицию в Абхазии. И так случилась президентская история», – рассказал он в интервью «РБК+».

Читайте также Где голосовали за Бжания?

После поражения в 2014 году Бжания действительно стал одним из лидеров оппозиции и через пять лет снова был одним из главных претендентов на пост президента. Его основным соперником вновь стал Хаджимба. За несколько месяцев до выборов Бжания оказался в больнице, прервав свою предвыборную кампанию. Он и его сторонники утверждали, что Бжания отравили с целью устранения серьезного конкурента. После этого его популярность в среде оппозиции возросла, и Бжания стал символом борьбы с тогдашней властью.

Читайте также Аслан Бжания вступил в президентскую гонку дистанционно

Бжания стал лидером массовых протестов в январе 2020 года, выступая против признания результатов президентских выборов, на которых победил Хаджимба. Эти акции привели к отставке последнего. В результате досрочных выборов на его место пришел Аслан Бжания. Его главным соперником выступил Адгур Ардзинба, в годы правления Хаджимба бывший министром экономики.

Приход Бжания к власти стал результатом массовых протестов против предыдущего лидера, но вскоре его собственное правление встретило жестокую критику – главным образом из-за обвинений в сдаче интересов Абхазии. В годы правления Бжания значительно выросла протестная активность в стране, вызванная рядом неприемлемых для абхазского общества инициатив. Среди них – передача госдачи в Пицунде России, закон об «иноагентах», закон об апартаментах и инвестиционное соглашение. Именно последнее поставило точку в правлении Аслана Бжания.

Читайте также Абхазская неделя: сдача суверенитета и охота на инакомыслящих

19 ноября 2024 года абхазский лидер подал в отставку после многодневных протестов, завершившихся захватом правительственных зданий оппозиционными силами в Сухуми. Он покинул пост, но пообещал вернуться. В интервью ТАСС Бжания заявил:

«В политической жизни Абхазии я буду принимать участие в обязательном порядке. Я знаю, что мы будем участвовать в выборах, моя команда будет участвовать в выборах. Я буду выдвигаться».

Читайте также Тамыш, шалаш. Бжания пытается вернуть позиции

Об отношении к спорным законам

В своем интервью изданию «РБК», которое многие восприняли как предвыборное заявление, Аслан Бжания уклонился от обсуждения судьбы инвестиционного соглашения, ставшего судьбоносным моментом его политической карьеры.

«Это теперь уже компетенция парламента», – лаконично отметил он.

Однако ранее Бжания активно убеждал граждан, считающих соглашение угрозой суверенитету, что угрозу представляет не само соглашение между Москвой и Сухуми, а его отсутствие. По его словам, экономика Абхазии не отвечает запросам собственного народа.

«Мы должны в экономику привлечь деньги. Их просто неоткуда взять, кроме как с помощью российских инвестиций. Собственного капитала у нашего бизнеса для динамичного развития экономики не хватает», – отметил Бжания в интервью «Абаза ТВ».

Читайте также «О какой стране нам рассказывает Аслан Бжания?»

Аргумент «экономического возрождения» также лег в основу защиты Бжания закона об апартаментах, вызвавшего бурные споры в абхазском обществе. Этот документ позволял иностранцам, в первую очередь россиянам, массово приобретать жилье в стране.

«Я абсолютно убежден в том, что строительство апартаментов принесет колоссальную выгоду нашему населению. Это рабочие места, это платежи в бюджет. Это развитие восточных районов Абхазии, это ускорение процесса газификации, это ускорение процесса строительства аэропорта, это ускорение процесса восстановления железной дороги».

Читайте также Закон об апартаментах в Абхазии подают под «восточным» соусом

Два года подряд Бжания пытался добиться принятия этого законопроекта, однако волна масштабных протестов вынудила его отступить и отозвать инициативу. Неудачу он объяснил «происками врагов», обвинив в этом местную оппозицию и зарубежные спецслужбы. Провал законопроекта не только стал политическим поражением Бжания, но и углубил кризис в отношениях между Абхазией и Россией.

Сотрудничество с Москвой

После победы на выборах в 2020 году Аслан Бжания столкнулся с требованием России предоставить конкретный список законодательных изменений и выполнить их в установленный срок. Однако под давлением растущего общественного недовольства Бжания пытался оттянуть выполнение этих условий. Но с началом российского вторжения в Украину Москва стала менее терпимой. Россия пригрозила урезать абхазский бюджет, если Сухуми не выполнит свои обязательства.

Эта угроза была зафиксирована в протоколе встречи «Бжания-Козак», который в августе этого года просочился в абхазские Telegram-каналы и вызвал настоящий скандал.

Читайте также Игра в четыре руки. Кто, как и для чего использует кризис между Россией и Абхазией

19 августа в Москве прошла встреча между Бжания и заместителем руководителя Администрации президента России Дмитрием Козаком. Согласно протоколу, для сохранения финансовой помощи Бжания должен был предоставить Москве список абхазских депутатов и оппозиционеров с российскими паспортами, которые блокируют реализацию ряда абхазско-российских проектов, чтобы рассмотреть вопрос лишения их российского гражданства.

Также в документе указано, что если Бжания не выполнит взятые обязательства по ратификации ряда ключевых соглашений, включая Соглашение о взаимном признании судебных и арбитражных решений, а также законопроект об апартаментах и инвестиционное соглашение, Москва лишит Сухуми финансирования.

Пресс-служба абхазского лидера заявила, что Бжания не брал на себя обязательств по информированию Москвы о несогласных депутатах и членах оппозиции. Это было опровергнуто документами, найденными в его кабинете после ноябрьского захвата комплекса правительственных зданий в Сухуми.

Читайте также БжанияLeaks, или Конституция Грузии как настольная книга

Уже позже, 20 сентября, после того как Россия воплотила свою угрозу в реальность, Бжания в интервью «Апсныпресс» отказался комментировать документы «другого, хоть и дружественного государства».

Не увидел Бжания и кризиса во взаимоотношениях с Москвой – по крайней мере, так он говорил публично.

«Никакого кризиса в межгосударственных отношениях нет и не будет, есть обязательства сторон, проистекающие из договоренностей, взятые на себя обязательства нужно выполнять», – говорил он в интервью ТАСС.

Читайте также Чем Аслан Бжания не угодил Кремлю?

Аслан Бжания неоднократно подчеркивал, что «с Россией должны быть особые взаимоотношения». По его мнению, российский фактор исключительно положителен для Абхазии.

«Отношения с Россией должны развиваться, должны идти интеграционные процессы в рамках договора между президентами, который был подписан в ноябре 2014 года. Договоренности должны выполняться. Россия наш не просто на словах стратегический друг и партнер, это единственное государство, возможности которого помогут нам в строительстве нашего государства. Только при поддержке Российской Федерации может укрепиться абхазское государство. По-другому это будет сделать практически невозможно», – заявил он в интервью РБК.

Грузинский вопрос

Аслан Бжания всегда выступал за диалог между Сухуми и Тбилиси. В каком формате он будет происходить, для него, как он говорил в 2020 году, не имеет значения. Главное, чтобы «диалог привел к положительному результату».

«Что касается ближайшей перспективы, я думаю, что в первую очередь нужно восстановить доверие между сторонами. В этом направлении должны быть предприняты шаги, и я убежден, это будет способствовать сближению наших позиций. Такого рода шаги должны быть предприняты в экономической сфере», – заявил Бжания в интервью «Интерпрессньюс».

Читайте также Воюем или торгуем?

Бжания не раз подчеркивал, что абхазы стремятся к добрососедским отношениям с Грузией и не испытывают антагонизма к грузинскому народу.

«У нас были претензии к тем, кто эту войну развязал, и к тем, кто в этой войне принял участие. Это коренным образом все поменяло», – заявил он в интервью ТАСС.

Сегодняшнее руководство Грузии Аслан Бжания характеризует как «ответственное и прагматичное», хотя отмечает, что угроза военного реванша со стороны Грузии все еще существует.

Читайте также Бжания: «Мы бы хотели иметь добрососедские отношения с Грузией»

«У нас единственная площадка, в рамках которой идут какие-то переговоры, – это женевская площадка, мы готовы в этом формате участвовать дальше. Наши принципиальные позиции неизменны. Мы в случае признания Грузией независимости Абхазии готовы с ней подписать документы, разграничить границы и жить, соблюдая принципы добрососедства», – сказал он в интервью РБК.

«Заложник олигархического управления из России»

Сегодня популярность Бжания среди избирателей остается низкой, что вызывает сомнения в его политических перспективах. Конфликтолог и бывший госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили считает, что Бжания рассчитывает на поддержку российских олигархов, что может объяснять его стратегию и действия на политической арене.

«Наверное, Бжания пообещал им, что если снова станет президентом, то будет защищать их интересы в вопросах инвестиций, апартаментов и других делах. Скорее всего, он рассчитывает на этих людей, возможно, они его заставляют, потому что у Бжания есть обязательства. Он мог брать деньги, чтобы продвигать эти вопросы. Теперь он хочет выполнить свои обещания и продемонстрировать им, что сдержал слово. Он понимает, что проиграет выборы, но стремится быть честным перед своими заказчиками».

Аслан Бжания изначально пришел к власти в команде с Александром Анквабом, который в ноябре был также вынужден покинуть пост премьера. Со временем, почувствовав вкус власти, как отмечает Закареишвили, Бжания начал действовать более самостоятельно. Вероятно, именно в этот период он сосредоточил свое внимание на привлечении российского финансирования.

Читайте также Льготы для богатых, или Тридцать сребреников для Аслана Бжания

Решающим моментом, по словам конфликтолога, стал 2022 год, когда после начала российского вторжения в Украину олигархи начали активно искать новые направления для инвестиций и сохранения капитала. Абхазия стала одним из таких вариантов. Именно в этот период Бжания, вероятно, начал формировать свою стратегию, ориентируясь на эти финансовые потоки, говорит Закареишвили.

«Вот такое было, по-моему, главное направление этого движения. И Бжания стал заложником олигархического управления из России. И вот после вторжения в Украину он уже получает огромный, скажем так, невероятно большой денежный поток и даже не может справиться с управлением этого потока. И вот здесь начинается уже другая история, другой Бжания, нынешний Бжания, который настолько ушел в реализацию интересов олигархов, что забыл о своем народе. И оппозиция очень хорошо поймала этот момент, разыграв концепцию «две России», чего не существует. Одна Россия – путинская, честная, хорошая, пушистая Россия, которая помогает Абхазии, а другая – олигархическая Россия, которая хочет прибрать к рукам Абхазию. На самом деле в России так на это не смотрят. Россия одна. Путинская Россия – олигархическая Россия».

Подписывайтесь на нас в соцсетях