Крупные оппозиционные партии еще не определились, какой конфигурацией собираются участвовать в предстоящих выборах. Тем не менее, ссылаясь на внутренний социологический опрос, представители крупных оппозиционных партий утверждают, что в случае создания нескольких политических предвыборных центров победа останется за ними. Со стороны гражданского сектора и наблюдателей в адрес оппозиции звучат призывы определиться с конфигурацией поскорее.
«Нацдвижение» с планами опередило всех. Претендуя на статус главной оппозиционной силы, партия анонсировала свой съезд 8 июля, чтобы утвердить на пост председателя партии Тину Бокучава, а на пост главы политсовета – Левана Хабеишвили. При этом в бывшей партии власти опять настаивают на предложенном Михаилом Саакашвили едином списке и ожидают присоединения остальных партий к своей. Лидер парламентской фракции «Нацдвижение» Ираклий Надирадзе заявил:
«На съезде объявим об изменении, которое еще больше усилит партию. «Национальное движение» – это партия Михаила Саакашвили, главная оппозиционная партия, которая должна сыграть решающую роль в поражении российского олигарха [Бидзины Иванишвили]».
Читайте также В оппозиции спорят о единстве с «Национальным движением»
У «Нацдвижения» есть уже платформа победы со «Стратегией Агмашенебели» Георгия Вашадзе. В бывшей партии власти при этом ссылаются на некие соцопросы, согласно которым их партия остается лидером среди оппозиционных сил.
«Это пока, и не в Тбилиси», – поправил представителей «Нацдвижения» в ночном эфире ТВ «Пирвели» лидер партии «Ахали» Ника Гварамия. Он выразил недовольство по поводу того, что бывшая партия власти нарушила соглашение, огласив итоги соцопроса, и только в свою пользу.
По утверждению Гварамия, созданная недавно вместе с бывшим лидером «Нацдвижения» Никой Мелия партия «Ахали» («Новая») лидирует в Тбилиси, правда, отстает в регионах в сельской местности:
«По этим соцопросам, данные которых мы не хотели разглашать, самой крупной оппозиционной партией по рейтингу получается «Ахали». Потом идет объединение «Гирчи – больше свободы» Зураба Джапаридзе и «Дроа» Элене Хошария, а потом идут «Лело» и «Нацдвижение» с одинаковыми показателями, и чуть отстает от них «Европейская Грузия».
По словам Ники Гварамия, его «Ахали» ведет интенсивные переговоры с «Лело» и с другими более мелкими оппозиционными партиями:
«По моим подсчетам, с тремя оппозиционными центрами можно одержать победу над «Мечтой» с перевесом в 10-15%. У «Мечты» будет где-то 35%, у оппозиции в целом 55%. Я так вижу. В таком случае голоса тех партий, которые не наберут 5%, пойдут уже в копилку оппозиции, а не «Грузинской мечты», как об этом сейчас говорят».
Читайте также Оппозиция определилась с противниками, но не предвыборной стратегией
В «Лело» тоже подтвердили переговоры с «Ахали» и с другими партиями, такими как «Мокалаке» («Граждане») Алеко Элисашвили, партия Анны Долидзе «За народ», а также «Европейская Грузия». Последняя открыта к переговорам, чтобы выступить единым центром, но с условием:
«Для нас и для страны мы считаем важным создание такого центра, который однозначно будет прозападным, и в него не войдут черносотенцы [крайне правые, реакционеры]. Наша партия исключает сотрудничество с «Грузинской мечтой», за исключением переговоров о передачи власти. А также исключает правление олигархов или вождей, то есть группировка Саакашвили-Кезерашвили не будет подаваться как главная альтернатива, что по сути уже почти так».
Большинство этих партий подписались под предложенной президентом Саломе Зурабишвили «Грузинской хартией», которая подразумевает объединение прозападных сил до и после выборов, чтобы обеспечить выполнение европейских рекомендаций для начала диалога Грузии о вхождении в ЕС.
Читайте также Президент Зурабишвили предложила совсем другую Грузию
Кроме этого, шесть партий в июне в Брюсселе в присутствии европарламентариев практически с той же целью подписали декларацию единства.
Ко всем этим документам не присоединилась партия бывшего премьер-министра Георгия Гахария «За Грузию». Там были не против объединиться с «Лело», но получили жесткий отказ. В «Лело», как и в других оппозиционных партиях, не уверены, что в какой-то момент после выборов Гахария не начнет вновь сотрудничать с «Грузинской мечтой», если, к слову, партийному лидеру Гахария вновь предложат пост премьер-министра. Сотрудничество с «Грузинской мечтой», как и с «Нацдвижением» и с бывшими «националами» из новой партии «Ахали» Никой Мелия и Никой Гварамия, в партии Гахария исключают. Депутат «За Грузию» Михаил Даушвили пояснил сегодня, почему в его партии скептически относятся к так называемым техническим объединениям:
«Мы не видим смысла в таких объединениях. Наши партийные двери открыты для конкретных индивидуальных политиков, и этот процесс у нас идет. Мы не собираемся ни с кем объединяться. Шансы того, что мы можем договориться с «Нацдвижением» не составляют даже 0,1%. Что же касается других объединений, конечно же те, которые на самом деле представляют «Нацдвижение», должны объединиться, это будет правильно. Не надо граждан вводить в заблуждение».
Читайте также «Декларация единства» оппозиции против «Грузинской мечты»Отдельно собираются баллотироваться и в партии «Гирчи» Яго Хвичия, а также главный лейборист страны Шалва Нателашвили. Будут и другие партии-одиночки, считают аналитики, указывая на то, что «Грузинская мечта», хотя и не снизила 5-процентный проходной барьер в парламент, но оставила 1-процентный финансовый порог – партии, набравшие 1% голосов, получат госфинансирование.
На все эти планы оппозиции с иронией смотрят в «Грузинской мечте». В том, что победа будет за партией власти, сегодня убеждал журналистов и глава парламентского комитета по вопросам регламента Ираклий Кадагишвили:
«Этим летом в стане оппозиции своеобразный ритуальный танец: кто круче, кто больше лидер, вокруг которого якобы должно произойти объединение. Это не имеет политического значения, потому что каждое подразделение «Нацдвижения» нацелено на один и тот же сегмент избирателя. Поэтому что скажет какое-то крыло «Нацдвижения», не имеет никакого значения для грузинской политики».
Примечательно, что против «Грузинской мечты» собираются выступить и пророссийские силы – «Альянс патриотов» и «Альт-инфо» (последней ЦИК аннулировала регистрацию). Они тоже подписали свою «Декларацию единства патриотов» и ждут у себя всех ультраконсерваторов Грузии.
Читайте также Новая жизнь «Альт-инфо», или «Альянс патриотов» до парламента доведет
Главное, чтобы голоса прозападных избирателей, которых большинство, не растерялись, говорит политолог, депутат третьего созыва парламента Вахтанг Дзабирадзе:
«Я категорически против единого списка. Это станет катастрофой для оппозиции. Против этого указывает настрой избирателей. Они открыто дают об этом знать, и для этого даже соцопросы не нужны. Мне представляется выгодной следующая конфигурация из двух групп: вокруг «Нацдвижения» и бывших «националов» «Ахали» (Ника Гварамия, Ника Мелия), и если получится объединение «Лело» и «Гахария за Грузию», к ним присоединятся Алеко Элисашвили со своей «Мокалаке» («Граждане») и Анна Долидзе «За народ» – вот это стало бы самым оптимальным и выигрышным для оппозиционно фланга. В таком случае, думаю, те 60-70% оппозиционных голосов, которые сегодня есть, максимально были бы освоены».
В эти дни местные наблюдатели отчаянно призывают оппозицию поскорее определиться с конфигурацией и начать работу с избирателем для максимальной мобилизации к выборам. После того, как «Грузинская мечта» приняла закон об «иноагентах» и развязала антизападную истерию, многие рассматривают голосование 26 октября как референдум за или против европейского курса Грузии.