Accessibility links

Радости и проблемы приграничных жителей


Житель грузинского села Саберио приехал в райцентр Гали, чтобы узнать, находятся ли имена его родственников в списке людей, которым предоставили абхазский паспорт
Житель грузинского села Саберио приехал в райцентр Гали, чтобы узнать, находятся ли имена его родственников в списке людей, которым предоставили абхазский паспорт
Сегодня на грузино-абхазской де-факто границе по реке Ингури были открыты два дополнительных пропускных пункта близ сел Отобая и Набакеви. На официальное открытие КПП в нижнюю часть Гальского района приехали представители руководства самопровозглашенной республики и российского пограничного управления ФСБ. Жители близлежащих сел забросали их вопросами о проблемах с выдачей абхазских паспортов.

Примерно в 10 утра Нанули выглянула из окна своего дома в селе Отобая и увидели, как к месту, где все последние месяцы шла стройка нового пропускного пункта, начали подъезжать дорогие автомобили. По селу тут же разнеслась весть о приезде высоких гостей из Сухуми.

Новость эта радостная: последние месяцы местные жители с нетерпением ждали открытия этого пропускного пункта. Четыре последних года, для того чтобы попасть на другую сторону реки, им приходилось по разбитым дорогам ездить к центральному мосту через Ингури – до сегодняшнего дня это был единственный официальный пропускной пункт. Многие, конечно, переходили границу "в неположенном месте", где их часто задерживали российские пограничники, и все заканчивалось задержаниями и штрафами.

Теперь все будет иначе, поспешили сообщить жителям гальских сел высокопоставленные чиновники из Сухуми во время официального открытия двух новых КПП. Кстати, третий пункт в скором времени должен появиться и у села Тагилони.

Вокруг чиновников тут же образовалась толпа сельчан.

"Нам начали объяснять, по каким документам буду пропускать, – рассказывает Нанули из Отобая. – Потом люди стали задавать вопросы. Они жаловались, что хотят получить абхазские паспорта, но ходят за документами по несколько раз, и уже очень давно ждут. Они ответили, что мы сами должны решить эти проблемы, и что как хотим, но паспорта надо брать".

По данным руководства де-факто республики, за последние пять лет примерно 25 тысяч жителей Гальского района получили абхазские паспорта. Это менее половины от всех проживающих в этой части Абхазии. Нанули – одна из обладательниц зеленого документа. На прохождение всех процедур для получения паспорта у нее ушло три с половиной года.

"Когда у нас возникли проблемы с переходом границы – людей стали арестовывать, штрафовать, отправлять в суд, – все мы были вынуждены взять паспорта, – рассказывает Нанули. – От грузинского гражданства нас отказываться не просили. Абхазские паспорта в основном брали старики, у которых оставались советские документы. А вот молодым с большим трудом давали документы".

В селе Отобая пока никто не слышал о том, что два дня назад в Сухуми приняли решение приостановить выдачу абхазских паспортов в Гальском, Ткварчельском и Очамчирском районах. Решение было принято из-за протестов оппозиции, утверждающей, что в последние годы документы местным грузинским жителям выдавались с нарушением местных законов. К расследованию законности паспортизации в этих районах уже приступила парламентская комиссия де-факто республики.

Новые грузинские власти на эту новость пока никак не реагируют. В отличие от прошлых лет, МИД Грузии не выступил с протестным заявлением, от комментариев пока отказываются и в Министерстве по вопросам реинтеграции.

Грузинская оппозиция это молчание тут же заметила и раскритиковала. Депутат от "Национального движения" Шота Малашхия недоумевает: "Как можно закрывать глаза на подобную дискриминацию грузин в Гали?!"

"На каждое движение со стороны оккупантов и марионеточного режима у нас всегда была реакция на международном уровне. И эти вопросы вставали на заседаниях ОБСЕ, Евросоюза, ассамблеях ООН и в других структурах", – говорит Малашхия.

Выдача абхазских документов грузинским жителям восточной Абхазии началась после признания Россией независимости. Все эти годы грузинские власти предпочитали не вмешиваться в этот процесс, говорит Шота Малашхия:

"Указа на этот счет не было. Они живут на оккупированных территориях, и в зависимости от того, как на местах обстояли дела, так им и следовало действовать. Главное, чтобы они сохранили жизнь и способность развиваться".

Деликатность положения жителей Гальского района осознают и новые власти. Исполняющий обязанности главы Абхазского правительства в изгнании Вахтанг Колбая предлагает "не драматизировать ситуацию" из-за решения Сухуми приостановить выдачу паспортов.

"Я не думаю, что в Сухуми не осознают, что это не будет воспринято положительно в международных кругах. Естественно, они в этом отдают себе отчет. Поэтому, какие бы заявления не делались со стороны Тбилиси, это не улучшит ситуацию и не заставит власти Сухуми отказаться от уже принятых решений. Надо придерживаться прагматического подхода в сложившейся ситуации", – сказал Колбая.

Он считает, что кроме политической составляющей в решении властей де-факто республики присутствует попытка разобраться с коррупцией при выдаче абхазских паспортов в Гальском районе. На разрешение этого вопроса понадобится время, предупреждает Вахтанг Колбая, но он не оставляет надежды, что скоро все утрясется и паспортизация грузинских жителей Абхазии возобновится.
XS
SM
MD
LG