Accessibility links

«Придется кормить, как весь Кавказ».


Трудно предположить, чтобы в ходе предвыборной агитации популист Жириновский произносил речи, заранее не будучи уверенным в том, что они найдут отклик в обществе
Трудно предположить, чтобы в ходе предвыборной агитации популист Жириновский произносил речи, заранее не будучи уверенным в том, что они найдут отклик в обществе

В Южной Осетии не обошли вниманием недавние высказывания лидера ЛДПР Владимира Жириновского о том, что он против финансирования Абхазии и Южной Осетии, если, конечно, они не войдут в состав России на правах районов – в Краснодарский край и Северную Осетию соответственно. МИД республики распространил заявление, в котором говорится, что подобные необдуманные и ничем неподкрепленные высказывания на руку недругам Южной Осетии и России, и объяснил произошедшее чрезмерной эмоциональностью политика и приближающимися парламентскими выборами.

В ходе недавней пресс-коференции Владимир Жириновский так прокомментировал письмо Минфина, согласно которому Россия до 2019 года выделит Южной Осетии и Абхазии 15 миллиардов рублей:

«Мы противники того, чтобы кому-нибудь оказывать помощь. Позиция ЛДПР такова: всем непризнанным территориям вступить в состав России на правах района. Абхазия – Абхазский район Краснодарского края, Южная Осетия – часть Северной Осетии, Приднестровье – часть Крымской области. А вот так содержать эти территории – это все болячки. Поэтому мы будем категорически против выделения любых денег в любую точку планеты. Или они сами развиваются, или входят в состав России, или возвращаются в другой какой-то регион. А вот так содержать по всему миру – Куба, Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа… Все растратили, а потом страна рухнула».

Трудно предположить, чтобы в ходе предвыборной агитации популист Жириновский произносил речи, заранее не будучи уверенным в том, что они найдут отклик в самых широких слоях общества.

Собственно, поэтому я и поинтересовался у русского публициста и национал-демократа Константина Крылова, насколько популярны в России подобные идеи. Крылов убежден, что русское общество отнеслось бы по меньшей мере настороженно к идее присоединения южных республик и вот почему:

«Если, например, возвращение Крыма воспринималось как возвращение абсолютно своего (Крым всегда воспринимался как отторгнутая часть России, даже в советское время), то Абхазия и Южная Осетия всегда воспринимались даже не то чтобы как часть Грузии. Никто даже не интересовался, чего они часть – все равно это было что-то чужое. А за постсоветское время все привыкли, что это где-то там, и, безусловно, это не воспринимается как необходимая органическая часть России. Поэтому, скорее всего, возник бы вопрос: «Ну да, вот мы их присоединим, а теперь придется кормить, как весь Кавказ».

– Т.е. в статусе внешнеполитическом эти республики меньше раздражают? Как расходы на Сирию, например?

– Да, очень типичные разговоры. Сейчас все точно знают, что абсолютному большинству российского населения Сирия по большому счету по барабану. Единственное, что жалко – это денег, поскольку все привыкли, что правительство тратит деньги на что угодно, только не на людей и, прежде всего, не на русских».

Поэтому, убежден Константин Крылов, скорее всего, это заявление прозвучало не из популистских соображений, а было рассчитано на определенную часть российских элит, в том числе путинских. Дело в том, что сейчас подобные разговоры почему-то являются признаком лояльности лично Владимиру Путину, хотя не факт, что Путин собирается что-то присоединять. Что касается настроения населения, то никакого империализма там не наблюдается, говорит Константин Крылов:

«Все воспринимают сам факт того, что в России живут не только русские, не как плюс, а как проблему. И в этом отношении все эти разговоры «дайте кого-нибудь захватим, давайте что-нибудь присоединим» наталкиваются на нежелание присоединять. Потому что это обязательно будут расходы и проблемы, возложенные именно на русских. Массовое настроение – оно такое. И тут Жириновский явно работает не на массы, а на такой казенно-патриотический дискурс. А он сейчас такой бодряческий, типа, да мы сейчас всех завоюем, да не смешите мои «искандеры» и т.п. При всем том, что массовым настроением является полное нежелание воевать и кого-то завоевывать при унылом ощущении того, что начальство своими безумными действиями ведет к какой-то войне».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев говорит, что заявление Жириновского ему понравилось. Это хороший сигнал для югоосетинских элит, которые слишком быстро привыкли к российским деньгам, разленились и, судя по их настроениям, в принципе, не озабочены идеями модернизации республики, говорит Роланд Келехсаев:

«Это хорошее напоминание о том, что нам никто ничего не должен. Никто не обязан нас кормить, защищать и любить. Россия – наш союзник, дай ей бог здоровья, но мы не можем вечно сидеть на ее шее. Рано или поздно ей это надоест. Надо готовиться к самостоятельной жизни. Надо научиться самим содержать себя и рассчитывать на свои силы».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG