Жители Гагры протестуют против вылова рыбы у берегов. На днях в Гагре прошел митинг, на котором присутствовали абхазские экологи, а сегодня вопрос работы рыболовецких сейнеров в абхазской акватории обсуждался на заседании кабинета министров с участием экологов и представителей общественности.
Гагрская зона имеет очень узкий шельф, перепад глубин здесь намного резче, чем в других местах, и хамса держится намного ближе к берегу, нежели обычно. Во время путины, которая длится с декабря по апрель, по всей абхазской акватории работают местные береговые бригады. Однако гагрские рыбаки без оптимизма относятся к появлению у их берегов сейнеров, ведущих промышленный лов хамсы.
Рыбаки и общественность г. Гагры обеспокоены тем, что около 16 рыболовецких сейнеров работают в непосредственной близости от берега, нарушают установленную границу захода в акваторию, ведут лов рыбы донными тралами, повреждающими дно, и в устье рек, куда рыба заходит на нерест.
Несколько лет тому назад правительство приняло решение ограничить деятельность рыболовецких судов 500-метровой зоной. Начальник контрольно-инспекционного отдела Государственного комитета по экологии и охране природы Тимур Дзыба пояснил суть проблемы: «Нарушается 500-метровая зона, ближе которой нельзя заниматься промыслом. Она действует по всей территории акватории Абхазии, не только в Гагрском районе. Но в Гагрском районе глубина резко начинается вблизи берега. В любом случае нарушать 500-метровую зону в ходе промысла запрещено. Если такая информация поступает, мы реагируем, связываемся с капитанами, с российской стороной, с Погрануправлением, они нам оказывают огромную помощь в выдворении этих судов за пределы зоны. Вчера и позавчера было нарушение в районе мыса Пицунда. Восемь судов зашли в запретную зону, мы по каждому судну составили протокол, подготовили материалы и будем накладывать административные меры взыскания и штрафные санкции».
Что касается траловой добычи, то экологи утверждают, что донными тралами в Абхазии рыбу не ловят, при промышленной добыче хамсы и ставриды используются кошельковые неводы, которые не касаются дна и не повреждают его.
Во время путины у берегов Абхазии появляются российские и турецкие рыболовецкие суда. Промысел рыбы ведут в основном шесть абхазских предприятий, которые фрахтуют турецкие суда. Они вылавливают и перерабатывают до 90% хамсы. Эти предприятия оказывают поддержку населению, и часть улова раздают безвозмездно людям. Только 10-15% рыбы вывозится за пределы страны. В нынешнем сезоне в абхазской акватории работают два российских сейнера.
Нормы вылова рыбы регламентирует кабинет министров Абхазии. В 2017 году она определена в размере не более 50 тысяч тонн хамсы и 250 тонн ставриды.
Контроль за выловом рыбы осуществляют абхазские таможенники, экологи и портовые службы вместе с Погрануправлением ФСБ России в Абхазии. Таможенники проверяют у всех судов наличие соответствующей лицензии и орудия лова, следят за тем, чтобы не использовались запрещенные. Контролируют количество вывозимой рыбы. Для промысла рыбы в акватории Абхазии разрешены только два средства лова: это – разноглубинный невод и разноглубинный трал, закидываемые в толщу воды. Промысел донных видов рыб, таких как барабулька, мерланг и камбала, разрешен в акватории Абхазии только местным предприятиям, с условием лова рыбы исключительно ставными донными сетями, не нарушающими донный ландшафт.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия