Сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция известных музыкантов, деятелей культуры Абхазии и России, посвященная предстоящему V юбилейному международному фестивалю «Органные вечера в Пицунде», который пройдет в Пицундском храме 12-17 сентября.
Народная артистка Абхазии Марина Шамба, представленная ведущей как организатор фестиваля, уточнила:
«Говорить о том, что я организатор этого фестиваля, будет неправильно. Я только продолжаю традицию. Первым зародил эту традицию Леонид Ройзман. Мы рады тому, что у нас получилось. Рады тому, что откликнулись наши друзья, музыканты. Мы рады тому, что на сегодняшний день, несмотря на то, что говорится «непризнанная Абхазия», музыканты не боятся этого слова и едут – из Германии, Франции, Австрии, из Прибалтики…»
Фестиваль органной музыки в Пицунде впервые прошел в далеком 1976 году. После долгого перерыва, связанного с войной и послевоенным неустройством в Абхазии, ежегодное проведение его возродили в 2012 году. Марина Шамба отметила, что нынче на фестивале прозвучат произведения, ранее не исполнявшиеся в Абхазии, среди них «Гимн Пицундскому органу», написанный директором государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба.
Нодар Чанба, который на фестивале будет дирижировать Сочинским оркестром, добавил, что на абхазской земле впервые прозвучат композиции Франциска Пуленка в исполнении Абхазского камерного оркестра под руководством дирижера Давида Терзяна.
Молодой, но уже хорошо известный на постсоветском пространстве органист Лука Гаделия так ответил на вопрос одного из журналистов:
«Относительно того, какую роль в моей творческой судьбе сыграл пицундский орган, конечно, я отвечу, что магистральную, можно так сказать. Марина Николаевна помнит, когда я начинал ассистентом органиста. То есть я, учась на фортепиано в Сухумском музыкальном училище, несколько лет работал в Пицундском храме ассистентом органиста. Изначально этот инструмент меня очень сильно привлекал, когда я со стороны его слушал. Когда мне удалось подойти к нему поближе, не поиграть, а именно подойти и увидеть весь этот механизм, регистры… ну, вы понимаете, что орган – это очень сложный инструмент музыкальный… естественно, он меня вдвойне увлек. Конечно, начало было здесь положено, в Пицунде».
Прозвучал и вопрос, адресованный всем музыкантам, относительно дискуссии, развернувшийся в Абхазии летом 2014 года вокруг требования Сухумской и Пицундской епархии вернуть Пицундский храм православной церкви, а орган перенести в специально построенный для него концертный зал. Большинство в обществе выступило тогда «против». Лука Гаделия сегодня сказал:
«Отцы нашей Церкви всегда апеллируют к тому, что это единичный какой-то случай, что такого нигде в мире нет, что вот установлен в православном храме орган, и памятник архитектуры из-за этого не принадлежит Церкви. На самом деле это не так, потому что в России… Гастролируя периодически в некоторых городах России, я сталкивался с тем, что, как это было в советские годы, как и у нас произошло, православные храмы передавались государству в качестве памятников архитектуры – либо там музей, либо концертный зал. Если взять… я не знаю… московский Кремль, сколько там соборов, которые не являются действующими. И Русской православной церкви предоставляется возможность только по большим праздникам проводить там службы. И, насколько я знаю, иногда даже на условиях аренды. То же самое храм Василия Блаженного – это музей».
Луку поддержал российский органист и специалист по органам, ученый Сергей Будкеев, подчеркнувший, что «этот храм является символом культуры абхазского народа». Он сказал:
«И если кто-то будирует эту проблему, то это, скорее всего, надумано или по незнанию. Поэтому великолепно, что там установлен орган. Орган, кстати, помогает содержать это здание в порядке. Орган собирает народ, концентрирует, привлекает множество туристов, это является… ну, как бы неизменной частью туристического и культурного кластера Абхазии. Понятно, что с технологической точки зрения перенос органа – это его гибель. Орган строится соответственно определенному помещению. Резонаторной частью органа является зал, в котором он находится. И невозможно поменять акустику зала или ее сымитировать в каких-то других условиях».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия