О несовершенстве налогового законодательства в Абхазии давно уже говорят многие: налоговую систему надо реформировать, упрощать, снижать ее коррупционную составляющую. Министерство экономики Абхазии разработало концепцию налоговой реформы, которая в июле 2017 года была направлена в администрацию президента, однако никакой реакции на документ пока нет. Министр экономики Адгур Ардзинба рассказал о концепции и сути предлагаемых изменений.
Елена Заводская: Адгур, изложите, пожалуйста, суть концепции, в чем ее смысл, какие нововведения она предполагает?
Адгур Ардзинба: Сама реформа рассчитана на пять лет, она предполагает три этапа: подготовительный этап до полутора лет, этап внедрения и поствнедренческий этап. Подготовительный этап – это формирование соответствующей рабочей группы, в том числе, приглашение привлеченных экспертов извне, которая должна подготовить все нормативно-правовые акты, написать налоговый кодекс и все остальное, проработать пошаговую дорожную карту, предусмотреть мотивацию и повышение квалификации сотрудников фискальных структур. Это очень важно, потому что немотивированный и недостаточно образованный сотрудник налогового министерства или таможенного комитета в перспективе станет первым ограничением при проведении реформы. Потом, у нас год – этап внедрения, работа с Парламентом - Народным Собранием, принятие соответствующих кодексов, законов и так далее. И поствнедренческий этап – экспертная рабочая группа никуда не расходится и год-полтора мониторит все, что происходит. Если бы мы начали работу в 2017 году, мы рассчитывали бы в 2021 году реформу завершить и уже тогда могли бы поставить точку.
Е.З.: Есть ли у вас на данный момент видение, какой должна быть система налогообложения в Абхазии? Изложите его, пожалуйста?
А.А.: Да, есть. Мы предлагаем два варианта. Первый – более консервативный, это реформа действующих налогов: налога на прибыль, НДС, налога на имущество, на доходы физических лиц, земельного налога, сокращение ненужных налогов при сохранении верхней планки общего режима налогообложения. Промежуточный этап – это упрощенная система налогообложения, то есть, налог с оборота для предпринимателей среднего и малого звена. И для самой мелкой категории предпринимателей, которые работают без привлечения рабочей силы, например, для фотографов, сапожников, водителей такси и так далее, для них – патентная система налогообложения. Здесь три уровня налогообложения, и это наиболее консервативный вариант. Мы больше склоняемся ко второму варианту, более прогрессивному, на наш взгляд. Он предполагает ввести в Абхазии только один вид налога для всего бизнеса за исключением мелких патентов. Это – налог с оборота. За исключением совсем малых предпринимателей, которые находятся на патентной системе, все остальные должны платить один налог с оборота, и больше никаких налогов платить не надо. В нашей абхазской действительности, учитывая те фискальные возможности, которыми мы обладаем, мне кажется, что это оптимальная форма налогообложения, которая позволит нам максимально упростить все вопросы, связанные с налогообложением. И у предпринимателей бы отпало много вопросов, связанных с отчетностью, необходимостью расщеплять доходы, с выплатой НДС. Все это считать не нужно, достаточно посчитать оборот и от этого оборота исчислить соответствующий процент. Но для того чтобы это работало, необходимо понимать, что все обороты должны быть видны, а это значит, что необходимо обязательно внедрить контрольно-кассовую технику и увеличить безналичные платежи в экономике. Два эти фактора являются главными, без решения этих вопросов налог с оборота не обсуждается. Мы считаем, что в течение пяти, а, может быть, и трех лет мы могли бы сделать так, чтобы практически все обороты в экономике Абхазии, как в других нормальных странах, были видны. И никого не надо кошмарить, а сделать это с учетом мер стимулирования с одной стороны, есть такие меры известные и успешные, и, с другой стороны, ужесточать контроль тех, у кого нет кассовой техники. Мы считаем, что в наших условиях, когда в Абхазии еще мало предпринимателей, можно это сделать в течение 2-3 лет спокойно. И будет один налог с оборота.
Е.З.: Скажите, пожалуйста, что будет представлять собой патентная система налогообложения?
А.А.: В нашем понимании, я имею в виду Министерство экономики, патентная система – это очень понятный и простой механизм налогообложения, когда некое лицо, условно говоря, тот же фотограф, сапожник или водитель такси, даже пример таксиста удобнее, раз в полгода или в год покупает патент. Наличие патента подразумевает под собой и лицензию, и наличие техосмотра, и соответствие водителя нормам и требованиям, которые предъявляются к водителям, занимающимся перевозкой пассажиров, – все в одном документе. Это настолько просто, что не надо налоговому инспектору голову ломать. И для предпринимателя очень удобно. Надо вводить минимальные ставки, это все-таки мелкий бизнес, мы должны понимать, что эти люди в самом начале пути и их нельзя нагружать больше нормы, но они должны платить налоги и привыкать к дисциплине. Речь идет о том, что вы один раз осуществляете платежи и покупаете некий документ, который свидетельствует о том, что вы перед государством в части фискальных вопросов чисты на тот период времени, который в нем указан. Все. И к вам никаких вопросов нет.
Е.З.: Просчитывали ли вы, во что обойдется бюджету изменение налоговой системы?
А.А.: До копеек мы это, конечно, не считали, пока такой необходимости, в принципе, нет, потому что курс еще не определен. Но большими мазками то, что мы подсчитали, укладывается в рамки тех возможностей, которые у нашего бюджета есть, их более чем достаточно. Речь идет о десятках миллионов рублей, а не о сотнях.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия