Accessibility links

Парад мазохистов


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Грузии очень любят рассуждать о том, кто главный враг страны и кто мешает ее развитию. Впрочем, мало кто признает, что главный враг страны – это ее собственное население, наш мудрый народ, который отлично преуспевает в том, чтобы портить себе жизнь.

Если бы в мире существовала какая-то особая премия, которая выдавалась бы народу, наиболее упорно и квалифицированно пытающемуся вставить самому себе палки в колеса, то грузины были бы ее постоянными лауреатами. Вряд ли найдется в мире этническая общность, которая настолько самозабвенно мешала бы собственному развитию.

Сейчас, прямо на наших глазах, средь бела дня, при всем честном народе грузинский народ занят тем, что лишает себя перспективы развития сразу на двух стратегических направлениях – в энергетике и сельском хозяйстве.

Вот уже несколько лет, и особенно активно в последние месяц-два, грузины борются против строительства крупных гидроэлектростанций – притом, что они имеют исключительное значение для развития страны.

Во-первых, сейчас Грузия является импортером электроэнергии, и чем дальше – тем хуже. Потребление энергии растет на 10% в год, а новые объекты практически не строятся по причине того, что этому всеми имеющимися средствами противится мудрый грузинской народ. В итоге мы платим твердую валюту за электроэнергию, которую могли бы производить сами. Во-вторых, энергия – это экспорт. Грузия, благодаря неисчерпаемым водным ресурсам, может стать крупным производителем и экспортером чистой, возобновляемой энергии.

Помимо очевидной денежной выгоды, в данном случае речь идет о том, что в стране наконец появится мотивация растить технические кадры. Для строительства и обслуживания крупных ГЭС нужны специалисты высокого класса и инженеры: в стране, где половина населения таксует, имея дипломы журналистов-международников, топ-менеджеров и дипломатов, – это едва ли не менее важно, чем собственно доходы..

В общем, вы всегда говорили, что хотите новые рабочие места? Вот они. Хотели, чтобы страна была, так или иначе, индустриальной – вот вполне четкая и ясная перспектива. Конечно, не будет все гладко и красиво – кое-что попортится, где-то придется переселить пару глухих сел, где-то придется вырубить деревья, не без этого, конечно. В индустрии не бывает иначе. Всегда что-то будет не так – если не вырубка деревьев, то дым из фабричных труб, если не дым из фабричных труб, то промышленное загрязнение – например, строительный мусор.

Единственная альтернатива этому – коллективно, всем 3,7 млн населения продавать бананы у станций метро. Впрочем, нет, даже это не пойдет, потому что не будет никакого метро. Представляете себе, какой вред наносит почве это дурацкое рытье туннелей? Сколько замечательных жучков и муравьев будут нещадно задавлены во время строительства!

Вот вам кажется, что я шучу, а на самом деле совсем не до шуток. Крупные проекты международного уровня столкнулись с сопротивлением местных жителей. И ладно бы, жили они в райских условиях, в трехэтажных виллах, имели бы собственный бизнес и процветали. Так ведь нет – живут в глухих деревушках без воды и канализации, выращивают картошку на приусадебных участках, делать там совершенно нечего, кроме как бухать с утра или смолить травку.

Молодежь оттуда бежит, половина оставшихся жителей торчит на тбилисских рынках, в общем, живут в условиях, от которых, по идее, должны были бы бежать без оглядки. Но нет. Мазохисты. Не могут. Сами живут в чумном бараке, и надо, чтобы все остальные были там же. К черту индустрию, экспорт, высококлассных инженеров, технически образованную молодежь. Вместо этого всем в руки по банану – и айда на улицу...

Аргументы против индустриализации страны – нехитрые и вполне ожидаемые: кости предков, грузинская птичка должна пить грузинскую водичку, какие-то местечковые собрания, где народец, сгруппировавшись вокруг какого-то священного камня, клянется, что не допустит оскорбления памяти отцов и дедов. То, что главным оскорблением отцов и дедов является не строительство ГЭС, а жизнь в условиях, неподобающих XXI веку, – никому не приходит в голову. Притом, что ГЭС практически не касаются основных достопримечательностей и туристических зон, а села, которые планируется затопить, – так, помойка...

Что ж, возможно, мудрый грузинский народ предпочитает продавать бананы у метро, считая это более достойным занятием, чем стать крупным энергоэкспортером. Возможно, у наших людей другие приоритеты – например, сельское хозяйство?

Увы, в настоящее время, прямо сейчас на глазах у всего честного народа Грузия упускает неожиданно появившийся шанс вытащить убогое грузинское село из XVIII века в XXI.

В далекой Южной Африке зулусы, освободившиеся от гнета апартеида, решили потихоньку прогнать из своей страны ее основу – белых фермеров. То, что потомкам голландских переселенцев африканский берег не мил, – известно уже давно. Равно как и то, что живут они там, как у прифронтовой полосы...

Будь сегодня у грузин хоть немного мозгов в головах, то они бы сделали все, чтобы привезти сюда фермеров-буров – с их технологиями, культурой труда, здоровым образом жизни. Нет, я, конечно, далек от иллюзий, что им бы удалось хоть немного очеловечить грузинских крестьян, большинство из которых уже давно стали продавцами бананов. Но, по крайней мере, сельское хозяйство они бы точно поставили на ноги.

Но нет, мудрый грузинский народ сам на земле работать не хочет и не умеет и другим не дает. 800 тысяч гектаров пахотных земель в стране, из них освоено только 400 тысяч. Целых 400 тысяч сохнет и умирает под пафосные речи местных бездельников об «уважении к памяти предков» и о том, что «иностранцам не место на священной грузинской земле».

Крестьянам, переквалифицировавшимся в таксисты, нет никакого дела до того, что настоящее уважение к предкам – это обработанная и живая земля. Как говорится, что не съем то надкушу.

Тем временем Грузия застряла на одном месте – она не может стать полноценной аграрной страной, так как для этого нужны крупные инвестиции в сельское хозяйство, а их нет по причине запрета на продажу земли иностранцам. Не может стать индустриальной, поскольку мудрый народ делает все, чтобы помешать этому.

Что ж, если все так и продолжится, если власти не хватит решимости идти против толпы, то Грузия так и останется страной мелких торгашей и грязных рынков... И, как всегда и во всем, первыми по шее получат те, кто больше всех кричит, – именно они продолжат убогое существование в нищете.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG