«Грузинская мечта» определилась с кандидатом, но эксперты опасаются, что выбор, остановившийся на Саломе Зурабишвили, может стать началом конца правящей партии.
Саломе Зурабишвили начала официальный предвыборный марафон – теперь уже с финансовой и политической гарантией успеха. От правящей партии. А потому, отмечают наблюдатели, и цвет своей рубашки для показательного забега выбрала соответствующий корпоративным цветам «Грузинской мечты».
Своего удовлетворения решением политсовета партии власти независимый кандидат Саломе Зурабишвили не скрывала:
«Ожидания оправдались, я очень рада в этот вечер, также благодарна за эту поддержку, которая очень важна. Это очень позитивное решение, естественно, для меня и, думаю, для правящей партии тоже. Это также правильное и демократическое решение для страны. С этого дня, с этого вечера я уже в ожидании победы».
В том, что победа будет за ней, уверены и сами гаранты. Оглашая решение политсовета «Грузинской мечты», председатель парламента Ираклий Кобахидзе заострил внимание на том, что правящая партия сдержала обещание и не стала выдвигать собственного кандидата в президенты, потому что это полезно для демократии:
«В этой системе президент должен быть надпартийным и непредвзятым должностным лицом, и он не должен представлять ни интересов правящей партии, ни интересов оппозиции, а должен быть объективным защитником интересов народа».
Впрочем, ни обещания того, что Саломе Зурабишвили не будет представлять интересов «Грузинской мечты», ни отсылки к ее предкам, боровшимся в свое время за независимость Грузии, ни напоминание о ее собственных заслугах по части вывода российских баз с территории Грузии, не убедили политических противников «Грузинской мечты» в непредвзятости партии власти в связи с решением поддержать «независимого кандидата». Оппозиция дружно назвала произошедшее политическим фарсом и попыткой в очередной раз обмануть грузинское общество. Кстати, Нино Бурджанадзе, которую в Грузии считают прочно аффилированной с Москвой, еще в субботу под тем же предлогом – «не желая участвовать в фарсе Иванишвили», объявила о самоотводе.
Впрочем, политические оппоненты интерпретировали этот шаг Бурджанадзе по-другому – мол, ее место проводника интересов Кремля отдали Саломе Зурабишвили. В частности, лидер грузинских лейбористов Шалва Нателашвили заранее обвинил тех, кто поддержит призыв «Грузинской мечты» и отдаст свой голос Саломе Зурабишвили, в предательстве родины. А все те заслуги перед Грузией, о которых говорил председатель парламента, назвал ложью мирового масштаба:
«То, о чем заявил председатель парламента, должно войти в мировую антологию лжи. О ее заслуге в выводе российских баз с территории Грузии – в одну дверь вышли, в другую вошли. Это мы все видели. А само соглашение о выводе баз было заключено еще Шеварднадзе и Ельциным в 1999 году в Стамбульской декларации, когда госпожа Зурабишвили ела круассаны и пила капучино во Франции. Тот, кто отдаст свой голос за этого субъекта, тот пустит пулю в спину Грузии. Кто профинансирует ее, тот является врагом страны. Активисты, которые агитируют за нее, – провокаторы. Задача Бидзины Иванишвили – обмануть нас всех, наша задача – не позволить себя обмануть. Госпожа Зурабишвили заботится только о собственном комфорте и благосостоянии и ради этого готова исполнить любые грязные планы Бидзины Иванишвили. В том числе прямой заказ Кремля – чтобы главный государственный пост в Грузии занял человек, который ратует за признание независимости Абхазии и Цхинвальского региона».
Неосторожные заявления Саломе Зурабишвили относительно того, кто несет ответственность за августовскую войну, спровоцировали нешуточный скандал и стоили правящей партии политических очков. Но в «Грузинской мечте» решили не «переобуваться» на ходу и все же сделать ставку на кандидата, с которым подобный сценарий уже был осуществлен во время парламентских выборов 2016 года. Тогда Саломе Зурабишвили баллотировалась в качестве независимого мажоритария в одном из округов Тбилиси и получила официальную поддержку правящей партии, что предопределило исход голосования.
Сейчас, по мнению политолога Гии Хухашвили, «Грузинская мечта», переживающая большой кризис по части человеческого ресурса, оказалась в безвыходной ситуации, но этот шаг может привести к совершенно непредсказуемым последствиям:
«У нас проблема в том, что вся политическая элита находится в глубоком кризисе. У «Грузинской мечты» есть большая проблема в том, что она теряет легитимность. На чем до сих пор держится «Грузинская мечта»? На том, что не существует реальной альтернативы. И Саломе Зурабишвили является маленькой частью этой большой проблемы. Дело в том, что она некомпетентна, чтобы стать главой государства. Вот это самая главная проблема (в ее случае). И сюрпризов от нее надо ожидать, конечно. И намного более тяжелых и чреватых последствиями, чем ее заявление (по поводу войны августа 2008 года)».
Как отмечает Хухашвили, «Грузинская мечта» удерживает власть только благодаря административному и финансовому ресурсу, а также потому, что общество разочаровалось в тех политических силах, которые противостоят правящей партии. И как только на грузинской политической арене появится реальная альтернатива, нынешнее руководство страны не сумеет удержать позиции. А фактор Саломе Зурабишвили лишь ускорит падение.