19 ноября, в полдень, в президентской предвыборной кампании наконец все встало на свои места и приняло законченную форму.
До этого «Грузинская мечта» пыталась добиться преимущества над соперником путем чернейшего пиара – многочасовыми ежедневными пятиминутками ненависти, угрозами скорой гражданской войны в случае победы «националов», призывами в духе «Фашизм не пройдет», митингами, мобилизацией сторонников, в общем, одно сплошное «Но пасаран».
Впрочем, ввиду скромных интеллектуальных возможностей командования «Мечты», кампания не отличалась ни особым разнообразием, ни убедительностью. Митинги, на которые зазывали со всех углов, выходили жиденькими, к тому же с участием одной и той же публики – партийных боссов «ГМ» и профессиональных плакальщиков по «девяти ужасным годам».
Анонсированное «сближение с народом» тоже не сработало – как выяснилось, в представлении Бидзины и его команды «народ» – это их сторонники, которых надо убедить проголосовать за нужного кандидата более рьяно, а также госслужащие, от которых теперь уже открыто требуют голосовать за Саломе.
Совсем уж комично выглядело эксклюзивное ноу-хау «Мечты» – предвыборные баннеры, на которых вместо кандидата в президенты красовались сам Бидзина и и пара-тройка его высокопоставленных шестерок. Кто-то, видимо, им сказал, что они настолько популярны в народе, что стоит только им появиться на баннерах, как избиратели тут же толпами повалят голосовать за Кого Надо. В общем, вылезти из ситуации малой кровью, в смысле, небольшими деньгами. Потратить на продавливание безнадежного кандидата пару десятков лимонов – и все...
Уж не знаю, что случилось: то ли сами поняли, что эта свистопляска с обличением фашистского режима и картинное посыпание головы пеплом 7 ноября уже недостаточно работают, то ли провели исследование общественного мнения, то ли среди них нашелся кто-то умный. В конце концов «мечтатели» решили перестать миндальничать и вытащили из кармана свой главный козырь. То, что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги, а то, что нельзя купить за большие деньги, – что ж, купим за очень большие.
В конце концов «Мечта» вернулась к тому, с чего начинала и что умеет лучше всего – демонстрации финансовых возможностей. Типа «28 ноября проголосуйте за Кого Надо, и на вас прольется зеленый дождь». Это я, конечно, об амнистии безнадежных долгов – рассказывать про детали не буду, тема достаточно освещена на «ЭК».
Конечно, первая мысль – опять соврут. Что-то пообещают, потом после выборов найдут причину не исполнить. Или исполнят, но криво, так, чтобы формально вышло, что вроде бы выполнили, но реальный результат – ничтожный, как это было со снижением цен на электроэнергию в 2013 году.
Впрочем, есть и другое мнение: «Мечта» загнана в угол. Все ее меры по увеличению электората путем ритуальных танцев вокруг девяти лет сомнительны. Они могут дать желаемый результат, а могут и не дать. Вероятность – 50 на 50. Для «Мечты» – это слишком опасная ситуация, поэтому сейчас Бидзина пойдет на все, потратит любую сумму, лишь бы не потерпеть поражение.
Сейчас для «Мечты» стоит вопрос «быть или не быть». Поражение в президентских выборах для них – это моральный удар, от которого им не оправиться. А в 2020-м – неминуемое поражение, и тогда конец всем этим четырехэтажным дворцам, построенным за цену однокомнатной квартиры на окраине, всем черным джипам, всему этому немыслимому комфорту за ворованные деньги.
«Все, что нажито непосильным трудом, все пропало… Два портсигара, две куртки, два магнитофона...»
Так что вполне возможно... Не исключено, что Бидзина потратит-таки полтора ярда на то, чтобы продавить на пост президента объект своего каприза. Это будет самый дорогостоящий президент в мировой истории.
Что ж, ставки сделаны... Как и в 2012 году, помыкавшись с компроматами, правами человека и прочей ерундой, стороны перешли-таки к главному. «Стороны» – потому что денежными обещаниями увлекается не только «Мечта», но и стремительно бросающееся в левый популизм «Национальное движение».
За день до «Мечты» с аналогичным обещанием выступил Саакашвили, и это было большой ошибкой – он перенес дискуссию в область денег, на площадку Бидзины, и на этой площадке он, естественно, проиграет. «Националы», играющие на деньги на поле «Мечты», – это все равно, что шахматист на ринге: шансы на выживание близки к нулю. Сегодня против ЕНД выставлены огромные, не просто деньги, а деньжищи. Самые крупные капиталы Грузии – Иванишвили и семьи Бадри Патаркацишвили – брошены в атаку на Григола Вашадзе. В этой ситуации обещать что-либо связанное с деньгами – полнейшее безумие. Противники, не моргнув глазом, пообещают в три раза больше...
Что ж, ставки сделаны. Одна финансовая амнистия может сделать для мобилизации голосов в пользу «Мечты» больше, чем все их баннеры, тролли или жалкие митинги. Конечно, в нынешней ситуации даже это не гарантированно, но, по крайней мере, чаша весов 19 ноября немного наклонилась в пользу «ГМ». Сейчас шансы Саломе выглядят намного предпочтительнее, чем хотя бы 18 ноября вечером. По крайней мере, не сказать, что глухо как в танке. И теперь меня точно не удивит, если она все же победит – хоть и с минимальным преимуществом.
Эх. А ведь все могло быть иначе. Вымученная, откровенно, внаглую, без прикрас, купленная победа... Разве о такой победе мечтала «Мечта»?
В их воображении все было иначе: потратив с десяток лимонов, не больше, победить в первом туре, получив 55% голосов. Неприятель посрамлен и в панике бежит с поля боя, над президентской резиденцией гордо реет знамя «Мечты». Народ празднует, несет цветы новой царице.
Увы, все вышло совсем не так, как хотели. И, в конце концов, здоровый прагматизм взял верх. Хватит уже притворяться милыми и хорошими джентльменами, все равно уже никто не верит. Как говорится, «Доброе слово – это хорошо, а доброе слово с пистолетом – еще лучше».
И если «Национальное движение» – это зло, то победит его далеко не «Мечта» со своими дурацкими баннерами и худосочными митингами в память 7 ноября. Уж мы-то все знаем: бабло побеждает зло...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции