Accessibility links

Год, которым никто не доволен


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

2018-й год принес разочарования всем основным политическим игрокам, но проблемы у всех разные. Самый сильный повод для недовольства – у партии власти. То, что дела идут плохо, мы официально узнали в мае, когда Бидзина Иванишвили неожиданно заявил о своем «возвращении», т.е. о том, что становится председателем правящей партии. Никто не мог понять, что на самом деле происходит: мы и так привыкли считать, что главные решения принимает Иванишвили, в чем же смысл формального возвращения? Ясно было лишь, что этот шаг сделан не от хорошей жизни: до того Иванишвили повторял, что вернется лишь в случае, если дела пойдут совсем плохо.

Вскоре «ушли» премьера Георгия Квирикашвили, причем вдогонку его сильно критикуя. Более откровенные представители правящей партии начали делиться с журналистами сведениями о том, что Иванишвили недоволен своей командой и на закрытых встречах всячески ее ругает. Из всего этого следовало, что в течение двух лет не только председатель правительства был плохой, но и вся команда рулила плохо.

Год, которым никто не доволен
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:04 0:00
Скачать

Выборы президента в конце года ясно показали уязвимость власти. Еще летом практически все (в том числе и я) считали, что оппозиция на этом этапе не представляет опасности для «Мечты». Но в конечном счете кандидат от власти фактически проиграл первый тур, а для победы во втором пришлось пойти на очевидные и широкомасштабные нарушения, включающие массовый подкуп, запугивание и шантаж избирателей и прямые подтасовки на избирательных участках. Невозможно доказать, что без применения этих методов Саломе Зурабишвили, наш новый президент, была обречена на поражение, но легитимность победы «Мечты» впервые серьезно поставлена под сомнение.

Для Михаила Саакашвили и «Единого национального движения», наоборот, год был объективно успешным. Если в 2016-м за эту партию проголосовало примерно полмиллиона избирателей, через два года Григол Вашадзе, кандидат от созданной вокруг ЕНД коалиции «Сила в единстве», получил во втором туре почти 800 тысяч. Серьезный рост ставит коалицию в удобную стартовую позицию перед важными парламентскими выборами 2020 года. Что не менее примечательно, несмотря на конфликт с отколовшейся в январе 2017 года «Европейской Грузией», Саакашвили остается главной оппозиционной фигурой в стране.

Но и в стане «националов» не все в порядке. В последние годы Саакашвили одержим идеей фикс: Иванишвили не победить через выборы, придется его выгонять через массовые уличные акции типа «Революции роз». Соответственно, после выборов он призвал сторонников к движению гражданского неповиновения – но из этого совершенно ничего не вышло. От его радикализма дистанцировались даже ближайшие сподвижники по новой коалиции, а на новые протестные акции пришло слишком мало людей для того, чтобы как-то испугать власть.

Не может быть довольна и третья по значению политическая сила – «Европейская Грузия». Ее кандидат, Давид Бакрадзе, получил в первом туре почти одиннадцать процентов голосов – что само по себе не плохо, но он слишком сильно отстал от Григола Вашадзе, кандидата от Саакашвили. Разрыв между двумя основными партиями, которые вышли из рядов ЕНД, оказался гораздо бóльшим, чем «европейцы» надеялись. Получается, что позиция основной оппозиционной силы остается за «националами», а «европейцы» – лишь первые среди третьих. Традиция же грузинского электората такова, что в последний момент он ставит на игроков, которых считает самыми сильными. Партии надо найти новые ресурсы, чтобы убедить избирателя в том, что она способна самостоятельно создать серьезные проблемы власти.

Итоги политического года интересны, прежде всего, исходя из перспективы парламентских выборов через два года. До того, скорее всего, многое изменится, но картина, которая вырисовывается сегодня, весьма сложна. Партии власти будет крайне трудно вернуть сильно пошатнувшееся доверие: совершенно не понятно, что «Мечта» может сделать по-другому, чем до сих пор. С другой стороны, созданная вокруг ЕНД коалиция, видимо, не сможет самостоятельно побороть Иванишвили. Есть еще совокупность различных «третьих сил» во главе с «Европейской Грузией», но они все вместе тоже не смогут отнять власть у Иванишвили, если как-то не найдут общий язык с «националами» и их неугомонным лидером. А это тоже будет нелегко.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG