Accessibility links

Армении пообещали транзит


По словам экспертов, до этого от Григория Карасина не звучало конкретного определения транзита как коридора «для товаров из Армении»
По словам экспертов, до этого от Григория Карасина не звучало конкретного определения транзита как коридора «для товаров из Армении»

В феврале в Женеве состоится первая встреча трехстороннего комитета, на которой будут обсуждать механизмы реализации соглашения об основных принципах таможенного администрирования и мониторинга торговли между правительствами Грузии и Российской Федерации. Соответствующий документ был подписан 9 ноября 2011 года. В преддверии встречи замминистра иностранных дел России Георгий Карасин во время поездки в Ереван заявил, что российская сторона намерена добиваться открытия транзитного коридора для товаров из Армении.

Перед запланированной на февраль в Женеве первой встречей трехстороннего комитета замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин сделал в Ереване следующее заявление:

«Россия относится к реализации соглашения от 2011 года позитивно, мы намерены реализовывать взятые на себя обязательства, с тех пор прошло много лет. Очень важной будет первая встреча трехстороннего комитета с участием Швейцарии, которую представляет фирма SGS, которая будет, собственно, реализовывать этот проект, и представителей Грузии и России».

Армении пообещали транзит
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:52 0:00
Скачать

При этом Григорий Карасин напомнил о существующих сложностях:

«Я рассчитываю, что этот проект позволит открыть еще один транзитный коридор для товаров из Армении. Но упрощать здесь не стоит, потому что в регионе есть свои проблемы, существуют разногласия по поводу политического статуса целого ряда государств. Существует Республика Южная Осетия, через которую должен пройти коридор».

Эксперты, наблюдающие за переговорным процессом в формате Карасин-Абашидзе, отмечают, что в этот раз тональность выступления российского дипломата отличалась от предыдущих заявлений по этой теме. Руководитель российского «Центра политической информации» Алексей Мухин говорит, что это впечатление не обманчиво:

«Это общий тренд в российских министерствах и ведомствах – работа на результат. Поэтому многие проекты, которые раньше «морозились», клались под сукно, сейчас востребованы, их форсированно пытаются реализовать. Для этого привлекают громадное количество посредников, специалистов по выстраиванию коммуникаций, и, я думаю, под заявлением Карасина лежит именно эта основа.

– А в чем мотивация такой активизации?

– Мотивация состоит в том, что Россия перестает играть пассивную роль на постсоветском пространстве и входит в режим форсированного решения некоторых проблем. Это касается не только Абхазии, Южной Осетии, это касается ЛНР и ДНР, это касается Приднестровья. Вы, наверное, заметили – оживление по всем направлениям произошло очень сильное».

По словам экспертов, до этого от Григория Карасина не звучало конкретного определения транзита как коридора «для товаров из Армении». Наблюдатели отмечают, что выбор слов здесь неслучаен: когда в Армении происходят политические процессы, вызывающие беспокойство Москвы, она ищет дополнительные схемы вовлечения страны в свою орбиту, новые способы интеграции. Возможно, этим и объясняется, почему неторопливое течение переговорного процесса Карасин-Абашидзе сменилось нацеленностью на результат. Если, конечно, сменилось.

Неслучайно и то, что Григорий Карасин упомянул Южную Осетию. Эксперты в качестве альтернативы Верхнему Ларсу рассматривают именно Транскам как экономически приемлемый и наиболее реалистичный с точки зрения открытия вариант.

Но Цхинвал выдвигает требование, которое может оказаться неприемлемым для Тбилиси, – равноправное участия в транзите. Поэтому перед участниками переговоров стопит задача как-то совместить и сгладить все эти противоречия.

По мнению югоосетинского политолога Вячеслава Гобозова, это не тот случай, когда Москва может надавить на Цхинвал, как на своего сателлита:

«Анатолий Бибилов не с воздуха взял эту планку равноправного партнерства. На самом деле это компромисс – там ведь нет требований признания и т.п. Там только вопрос равноправности, и, боюсь, от этой планки ему отойти будет невозможно. Как бы кто ни пытался, есть такие красные линии, от которых невозможно отойти, не потеряв лица. Он и так сделал очень серьезный шаг, его предшественник Леонид Тибилов и вовсе заявлял, что пока не будет признания – никакого транзита не будет. По сравнению с ним Бибилов требует малого, он говорит: мы, как равноправные партнеры, должны участвовать в транзите. Я сейчас просто не могу сходу сказать, как это могло бы выглядеть, какие схемы могли бы совместить амбиции и интересы всех сторон, тут надо сидеть и думать, но, если будет реальное желание открыть транзит у всех участников, я думаю, варианты найти можно».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG