Accessibility links

Иранский фактор может изменить ход войны в Украине


Владимир Путин и Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи
Владимир Путин и Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи

Появление иранских баллистических ракет в России может изменить баланс сил настолько, что США будут вынуждены отказаться от запретов на применение Украиной дальнобойного оружия по российской территории. Аналитики подсчитали: относительно дешевые иранские ракеты попросту перегрузят украинскую систему ПВО, если у ВСУ не появится возможности бить по местам запуска.

Появление иранских баллистических ракет может внести существенные корректировки в формулу украинского конфликта. Большинство аналитиков связывают изменение риторики США и других союзников Киева в отношении запретов на использование западного дальнобойного оружия для ударов вглубь российской территории именно с поставками ракет из Ирана в Россию.

«С расширением атак со стороны России, обрушивающихся на украинские города, граждан, инфраструктуру с чудовищной жестокостью, Путин еще больше усиливает свою агрессию, приобретая иранские баллистические ракеты. Поэтому мы работаем в срочном порядке, чтобы продолжать обеспечивать Украину всем необходимым для эффективной самообороны. Мы приспосабливались и адаптировались по мере изменения потребностей, по мере изменения ситуации на поля боя. И я не сомневаюсь, что мы продолжим это делать по мере развития событий. Возможная эскалация, конечно, один из факторов, который мы всегда учитываем, но это, безусловно, не единственный фактор, и это не обязательно решающий фактор», – заявил по итогам визита в Киев госсекретарь США Энтони Блинкен.

И хотя, вопреки ожиданиям, глава американского Госдепа не объявил о снятии ограничений, тем не менее, западная пресса со ссылкой на анонимные источники утверждает, что решение фактически принято. Но стороны не считают нужным озвучивать это публично. По аналогии с поставками США ракет ATACMS, о появлении которых на вооружении ВСУ стало известно только после их применения по целям в Крыму.

В пользу подобного решения, по мнению аналитиков, могут говорить несколько факторов. Несмотря на то, что Москва располагает достаточным запасом собственных баллистических ракет, технология которых превосходит новейшие иранские разработки как по скорости и грузоподъемности, так и по дальности полета, появление иранского оружия схожего типа дает Кремлю существенное экономическое преимущество. Иранские ракеты стоят на порядок дешевле. Последние комбинированные атаки ракет и беспилотников обошлись Москве примерно в 1,3 миллиарда долларов США.

Согласно подсчетам западных профильных организаций, за эти же деньги Россия может выпустить по Украине около 12 тысяч ракет Fateh-110 или более 8 тысяч Zolfaghar (более дальнобойный вариант Fateh-110). Подобный удар попросту перегрузит украинскую систему ПВО. Даже знаменитая американская Patriot может одновременно запускать только 16 перехватчиков. Кроме того, на создание радара Patriot уходит 12 месяцев, а на приобретение всех комплектующих для системы – 24 месяца, что ставит под сомнение возможность США достаточно быстро произвести и поставить их Украине, чтобы противостоять такому шквалу ракет.

Таким образом, включив эти иранские ракеты в свою военную программу, Россия может получить несоразмерное стратегическое и экономическое преимущество, перевесив баланс сил в свою пользу. Плюс ко всему эта стратегия позволит ей сохранить свои более современные ракеты, такие как Х-22, «Калибр» и «Кинжал», для более важных целей.

В Киеве продолжают настаивать: США и Европа не должны больше тянуть с принятием ключевых решений. Упорное продвижение российских войск в Донбассе и начало контрнаступления в Курской области лишний раз подтверждают: любые задержки с поставками оружия или бюрократические препоны лишь убеждают Москву в успешности ее стратегии.

«Чтобы защитить наш народ, необходимы смелые шаги со стороны всех наших партнеров. Важно снять все ограничения на использование американского и британского оружия против законных целей на территории России. Нам также нужна решительность в отношении сбивания российских ракет и беспилотников в воздушном пространстве Украины. Чем дальше Украина сможет нанести удар, тем ближе будет справедливый мир», – заявил новоназначенный глава МИД Украины Адрей Сибига.

За отмену красных линий выступает и соседняя с Украиной Польша. В интервью французскому изданию Le Monde лава МИД Польши Радослав Сикорский сказал, что Запад должен определиться с целями – дать возможность Украине победить или продержаться:

«Все зависит от цели. Победить Украине, то есть восстановить контроль над международно признанными границами, или продержаться? Проблема со второй стратегией заключается в том, что способность Киева держаться не безгранична. Я понимаю аргументы тех, кому необходимо контролировать температуру этого конфликта. Но меня беспокоит то, что нас постоянно спрашивают о красных линиях Владимира Путина и никогда о наших собственных. Польша – единственная страна в Евросоюзе, которая граничит и с Россией, и с Украиной. Я не вижу причин, по которым Украина не могла бы сбить бомбардировщики, запустившие эти ракеты, или нанести удар по авиабазам, с которых они были запущены. Мне кажется, это вполне законная военная цель».

При этом Сикорский дал понять: Варшаве не нравится подход США и ключевых стран ЕС к проблеме, при которой страны Восточной Европы, в воздушное пространство которых залетают российские ракеты и дроны при атаках на западные регионы Украины, будучи полноправными членами НАТО, по-факту не обладают теми же гарантиями безопасности, как сами США, Франция или Германия.

«Представьте себе реакцию общественного мнения, если бы российские ракеты приблизились к воздушному пространству Франции... А вспомните дебаты, когда китайский воздушный шар, оказавшийся безвредным, пролетел над США. А здесь речь идет о крылатых ракетах!» – заявил Сикорский.

По мнению представителя Варшавы, Европа и США должны продолжать действовать сообща до тех пор, пока Владимир Путин не поймет, что ему не победить. Только тогда он будет готов к реальным переговорам. Пока же он, по сути, требует от Украины капитуляции.

Сам российский президент недавно дал понять: говорить о мире он намерен только при посредничестве стран, которые по меньшей мере воздержались от осуждения российской агрессии в отношении Украины.

«Мы с уважением относимся к нашим друзьям, партнерам, которые, я считаю, искренне заинтересованы в решении всех вопросов, связанных с этим конфликтом. Это прежде всего Китайская Народная Республика, Бразилия, Индия. Я постоянно в контакте с нашими коллегами по этому вопросу», – заявил Путин.

Впрочем, в Киеве уже дали понять: мирный план, предложенный в конце мая правительствами Бразилии и Китая и предполагающий проведение переговоров с равноправным участием всех сторон, больше отвечает интересам России и остается неприемлемым для Украины.

«Он [Путин] зашел, убил людей, захватил территорию, а теперь Лула [Луис Инасиу «Лула» да Силва, президент Бразилии] говорит: «Давайте, пусть они поговорят». Я мог просто поговорить с Лулой. Потому что Лула мне не враг. Но я должен быть сильным, чтобы садиться и о чем-то говорить. Он [Путин] должен делать шаги, показать, что он хочет окончания войны. Нельзя просто говорить: «Мы должны делать шаги друг другу навстречу», – заявил президент Украины Владимир Зеленский в интервью бразильскому изданию Metrоpoles.

Впрочем, в Киеве все еще сохраняют надежду на то, что Китай может выступить реальным посредником. Правда, в рамках мирного саммита, организованного Украиной. И в Киеве, и в Пекине дали понять, что улучшившиеся отношения между странами позволяют говорить о встрече лидеров – Си Цзиньпина и Владимира Зеленского. Когда она может состояться, пока неясно, однако в дипломатических кругах Китая, по данным агентства Reuters, не исключили участия китайской делегации в будущем саммите, поскольку Пекин не хочет, чтобы его усилия «пропали даром».

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG