Сегодня последний день регистрации в «Реестре прозрачности», которую должны пройти все НПО, которые подпадают под соответствующие формулировки закона об «иноагентах». Подавляющее большинство НПО отказываются проходить эту процедуру, полагая, что закон направлен на ликвидацию гражданского сектора.
2 сентября – последний день регистрации НПО, которые в соответствии с законом об иностранном влиянии считаются «иноагентами».
99 процентов НПО отказались выполнять предписания закона, за это им грозят серьезные санкции. Впрочем, сегодня ведущие правозащитные организации еще раз выразили несогласие с репрессивными положениями закона.
Как заявила Эка Гигаури, директор грузинского отделения Transparency International, ее организацию не пугают финансовые санкции и заморозка активов. Гражданское общество Грузии продолжит свое функционирование, несмотря на противодействие власти, уверена она:
«Как мы уже неоднократно напоминали, наша организации не будет проходить регистрацию, так как мы не собираемся жить в Грузии по российским законам. Конечно, мы знаем, что власть предпримет определенные шаги, но мы не обращаем на это внимания. Самое важное для нас сегодня – это выборы, наблюдение за ними, и мы будем делать это вместе с нашими партнерами», – сказала Гигаури.
Бывший народный защитник Грузии, основатель «Института исследования демократии» Уча Нануашвили также отказался подчиниться требованию закона:
«Мы отказываемся регистрироваться, потому что считаем, что этот российский закон направлен на разрушение будущего Грузии, изоляцию страны, и мы не позволим ему вступить в силу».
Схожей точки зрения придерживается и директор организации «Справедливые выборы» (ISFED) Нино Долидзе.
В оппозиции поддержали протест гражданского сектора. Один из лидеров «Коалиции перемен» Зураб Джапаридзе считает, что «Грузинская мечта» тщательно скопировала российский сценарий по ликвидации инакомыслия:
«То, что гражданские организации не регистрируются, это хорошо. Подавляющее большинство понимало, что эта регистрация и навешивание ярлыков – первый шаг к тому, что произошло в России. Сначала вам прилепят оскорбительный ярлык, затем на вас наложат дополнительные ограничения, что в конечном итоге приведет к ликвидации гражданского сектора, критически настроенных СМИ, за чем начнется преследование оппозиционных партий, и их тоже не будет. Именно по такому сценарию развиваются эти законы, где они были приняты, и ничего нового в «Мечте» не изобрели», – сказал Джапаридзе.
Впрочем, были и исключения. В пятницу движение «Сирцхвилия» («Позор») объявило, что зарегистрируется в реестре, поскольку опасается, что в противном случае организация обанкротится и не сможет продолжать работу. Объявление вызвало негативную реакцию оппозиционных политиков и многих гражданских активистов. В результате организация отменила решение и объявила об отставке своего директора Георгия Мжаванадзе. Свою изначальную позицию они объяснили начатой кампанией по увеличению участия граждан в парламентских выборах, а также повторили, что считают «в корне неправильным платить штрафы правительству». А также признали, что выбрали неподходящее время для объявления решения, не просчитав риски. Также активисты согласились с аргументами о том, что такая постановка вопроса «сеет нигилизм и разочарование среди партнеров», что «вредит общей цели».
В «Грузинской мечте» удовлетворены ходом событий. Как отметил депутат парламентского большинства Арчил Талаквадзе, грани между НПО и оппозицией больше нет.
«Как известно, Конституционный суд обсуждает, должна ли общественность иметь информацию о финансировании организаций, влияющих на государственную политику и жизнь граждан Грузии. Главное условие любой демократии – доступ к информации о финансировании. Последние месяцы показали нам, что, оказывается, многое скрыто от общественности. Тех, кого СМИ называли неправительственными организациями, на деле оказались обычными партийными функционерами, даже превратившимися в партии».
Между тем, по информации Народного защитника, изданный на основании закона об «иноагентах» приказ министра юстиции в части доступа к персональным данным создает высокий риск произвола со стороны государства.
Омбудсмен обратился к министру юстиции с предложением внести изменения в этот регламент, чтобы персональные данные сотрудников неправительственных организаций и СМИ не подвергались риску обнародования.
«Согласно приказу министра юстиции об утверждении «порядка ведения реестра организаций, имеющих иностранные интересы, представления финансовых деклараций и мониторинга», будут раскрыты персональные данные (имя, фамилия, личный номер и номер банковского счета и т. д.) сотрудников и экспертов, нанятых в рамках краткосрочных трудовых отношений», – отметил Леван Иоселиани.
По мнению омбудсмена, публичное раскрытие персональных данных является «неоправданным и вредным», оказывает «сдерживающее, деструктивное и стигматизирующее» воздействие на деятельность лиц и организаций, представляющих интересы иностранных держав.
Судя по всему, власти твердо настроены довести начатое до конца. Как выразился замруководителя парламентского комитета по защите прав человека Алуда Гудушаури, «закон уже работает на благо общества».
«Их поведение естественно. Главная цель закона – дать грузинскиому народу информацию о том, кто эти люди, чем они занимаются и кому служат, и эта цель будет достигнута. К моему удивлению, с помощью этого закона уже удалось сделать больше, чем предполагалось».
На сегодняшний день заявку на регистрацию подали лишь 469 неправительственных организаций из 30 тысяч. При этом формально регистрация ни одной из НПО пока не завершена. Власти проверяют информацию, предоставленную организациями.
Напомним, с завтрашнего дня неисполнение закона для СМИ и НПО влечет за собой штраф в 25 тысяч лари и принудительную регистрацию в реестре «агентов», после чего организации снова обяжут подать в Минюст финансовую декларацию. За нарушение этого требования – дополнительный штраф на 10 тысяч лари. Далее государство может ежемесячно повторять проверки, и если обнаружит неисполнение закона, оштрафует на дополнительные 20 тысяч лари.
Форум