Жители приграничных сел Знаурского района на днях обратились с письмом к президенту, спикеру парламента и председателю правительства Южной Осетии с просьбой убрать посты, расположенные на въезде в населенные пункты. По их мнению, они ущемляют право граждан на свободу передвижения.
Из Цхинвала до поселка Знаур недалеко, максимум 30 минут езды. Дорога хорошая, и ехать по ней легко. Приграничные села находятся в 200-300 метрах от райцентра. Где-то через 200 метров от поселка начинается грунтовая дорога, ведущая в погранзону. Здесь расположен пост с российскими пограничниками.
Они вежливо здороваются и просят у пассажиров пропуск. Если документа нет, улыбка исчезает. Нарушителей везут в Знаур или Цхинвал и штрафуют на две тысячи рублей. До самой осетино-грузинской границы, где стоит грузинская полиция, отсюда примерно шесть километров.
Балта – первое село приграничной зоны. Сельские дома выглядят слегка обветшалыми. Как говорит один из сельчан, тут проживает 13 семей. Они не жалуются на экономические проблемы. Главная проблема для местных – возможность свободно передвигаться в своем и прилегающих селах. 53-летняя жительница Балта Валя Дзицоева называет жизнь в пограничной зоне мучением и добавляет, что стало трудно общаться с детьми, навещать близких:
Your browser doesn’t support HTML5
«Это очень неприятно, это очень некрасиво и очень унизительно! Вообще, цели не понимаю, для чего это надо, для чего пограничники нужны? Для нас это мучение – точно знаем. Мы в чем виноваты? Это наш дом, это наша земля… Для чего такая доскональная проверка идет? Если будешь спрашивать, зачем вы так делаете, отвечают: приказ дало правительство и все! Неужели нельзя аннулировать? Они же депутаты! Господи! Смысл объясните, в чем я провинилась, почему я не должна иметь права поехать к детям».
Муж Вали Василий Дзицойты вспоминает, как племянника из Балта задержали в соседним селе Цнелис. У него есть местная прописка, но не было с собой паспорта, что и стало причиной задержания.
Пропуск необходим в том случае, если нет прописки в Знаурском районе. В селах немало жителей, прописанных в Цхинвале или во Владикавказе. Если человек собрался ехать не то что в Цхинвал, а даже в Знаур, надо делать пропуск – сдать в пограничную службу паспорт, копии паспорта и свидетельства о рождении. В Знауре документ выдадут сроком на 10 дней. Можно сделать и на год, но для этого придется ехать в Цхинвал. А автобус туда ходит только раз в неделю, в остальное время приходится добираться на попутках.
Но и те, кто прописан в Знаурском районе, обязаны иметь с собой паспорт, если выезжают в соседнее село. По словам местных жителей, если человек просто гуляет в своем селе, его могут остановить пограничники для установления личности. Тихая непритязательная жизнь сельчан приграничных сел в одночасье изменилась. Поэтому люди не могут скрыть раздражения. Говорит житель села Калет Эдик Плиев:
«Пропуск надо взять на 10 дней, и через 10 дней я должен опять поехать в Знаур, чтобы пропуск взять. Кого это устраивает? Этот пост вообще надо снять и закрыть. Вот я приехал из Владикавказа в Знаур в пятницу, чтобы взять пропуск. Через 10 дней я должен опять поехать в Знаур, и так каждые 10 дней! Здесь я вырос, здесь я закончил среднюю школу. Зачем все это делают? Люди собрали подписи для того, чтобы этого поста больше не было, но они опять стоят! Никаких мер не предприняли!»
Пограничники стоят не только на въезде в Балта. Они патрулируют всю приграничную полосу. Никогда не знаешь, где их встретишь. Одна местная жительница рассказывает, что собирала малину на отшибе села, когда столкнулась с российскими пограничниками с собаками…
На въезде в Балта проверяют не только пропуск, но досматривают машину, спрашивают, куда и зачем едешь. Говорит житель села Калет Эдик Плиев:
«Там, на посту, пограничники еще останавливают, проверяют, что ты несешь, спрашивают. Здесь людей мало, а их еще и мучают! Если так будет продолжаться, вообще уйдут и здесь никого не останется. Вот продукты купили в Цхинвале или в Знауре – все проверяют».
Несмотря на неприкрытое раздражение, жители Балта и других сел Знаурского района понимают, что пограничники всего лишь выполняют приказ. Потому и собрали подписи и отправили на днях в Цхинвал обращение с требованием убрать посты. Власти пока никак не отреагировали на это обращение.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия