Заподозрив руководство Ингушетии в желании перенести памятную дату выселения ингушского народа с 23 февраля на другой день, некоторые местные общественные деятели потребовали отставки парламента и главы республики.
27 февраля ингушский правозащитник и общественный деятель Магомед Муцольгов на своей страничке в «Фейсубке» разместил фотографию, на которой держит плакат с требованием отставки парламента и главы республики. «Я ненавижу, когда спекулируют памятью предков и нашими национальными интересами, просто сил нет терпеть подобное предательство», – написано в пояснительном тексте к фотографии. Первым инициативу Магомеда поддержал его брат, лидер местного отделения партии «Яблоко» Руслан Муцольгов. С аналогичным публичным требованием выступили председатель высшего совета общественной организации «Мехк-Кхел» Сараждин Султыгов, член независимого Совета ингушских тейпов Ахмед-Башир Аушев и пенсионер Джабраил Куштов. Не исключено, что к акции могут подключиться и другие люди.
Your browser doesn’t support HTML5
Поводом для демарша общественников стало выступление председателя ингушского парламента Зелимхана Евлоева на торжественном вечере, приуроченном ко Дню защитника отечества, который состоялся 22 февраля в ДК г. Назрани. Евлоев предложил обратиться к федеральному руководству с просьбой установить 30 октября общим днем скорби и памяти для всех репрессированных народов, а 23 февраля и 8 марта отмечать, как и остальные граждане Российской Федерации. На следующий день в ингушских соцсетях данная инициатива вызвала шквал негативных комментариев. Многие усмотрели в этих словах попытку отменить траурные мероприятия, которые ежегодно проводятся в республике в день депортации вайнахов. Ответная реакция со стороны представителей власти последовала незамедлительно: 24 февраля в «Инстаграм» на странице парламента РИ разместили текст с разъяснением неверной трактовки в соцсетях речи Евлоева. «23 февраля было и останется для каждой ингушской семьи трагической датой, и ее не вычеркнуть из памяти народа. Официально заявляем, что Народное Собрание Республики Ингушетия не рассматривает вопрос переноса этой даты на другой день», – говорится в данном сообщении. Еще через сутки уже сам Зелимхан Евлоев обратился к согражданам с коротким видеообращением, подтвердив отсутствие планов у депутатов ингушского парламента предать забвению или перенести на другое число трагическую дату депортации ингушей. Он пояснил, что 30 октября, день памяти жертв политических репрессий, предлагал сделать еще и всероссийским днем скорби для всех депортированных народов и отменить в этот день развлекательные мероприятия в стране. «В канун дня депортации депутаты приняли закон о запрете возвеличения Сталина, одного из виновников депортации нашего народа, напоминая тем самым, что нет оправдания сталинизму», – заявил спикер парламента и высказал уверенность в том, что информационная кампания, запущенная недругами в сети интернет, преследует только одну цель – дискредитировать этот закон. Кто конкретно стоит за этой провокацией, спикер не пояснил.
Закон, о котором говорит Евлоев, был с одобрением воспринят жителями республики, включая и тех, кто представляет интересы коммунистов в ингушском парламенте. А между тем пока только КПРФ негативно отреагировала на действия ингушских парламентариев и официально попросила прокуратуру проверить законность принятого в Ингушетии решения о запрете увековечения памяти Сталина.
Но, несмотря на принятый закон и опровержения Зелимхана Евлоева, не все поверили в искренность его слов, посчитав, что разъяснения последовали только после того, как стала очевидной непопулярность идеи с переносом дня памяти на другую дату.
О том, что никто не собирается отменять 23 февраля как день памяти жертв депортации ингушей, заявил и Юнус-Бек Евкуров на встрече с членами Совета по развитию гражданского общества и защите прав человека, которая состоялась 4 марта в Магасе. «Если кто-то хочет стоять с табличкой и требовать отставки, пусть стоит. Если он не нарушает закон, он имеет на это право», – прокомментировал глава региона акцию Магомеда Муцольгова. Евкуров считает, что люди должны видеть тех, кто выступает с такими требованиями, видеть и то, что реально происходит в республике, и сами во всем разобраться.
Требования об отставке всего лишь форма проявления недовольства властью, а инициатива общественников не повлечет за собой смену руководства в регионе. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что практически отсутствует диалог между республиканской властью и ее оппонентами. Все общение сводится к обмену «любезностями» в виртуальном пространстве.
Возможно, есть смысл ингушским парламентариям провести встречу с представителями различных общественных организаций для прояснения позиций по некоторым злободневным вопросам, в том числе и по вопросу памятной даты депортации ингушей, а итогом такой встречи могло бы стать, например, совместное обращение в ГД РФ с просьбой поддержать предложение депутата Думы от ЛДПР Ивана Сухарева о переносе празднования Дня защитника Отечества на другой день.