Как и следовало ожидать, президентские мучения не закончились в один присест – теперь Грузии предстоит провести еще как минимум пару недель в состоянии неопределенности. В настоящее время никто не может более или менее точно спрогнозировать, какими будут результаты второго тура президентских выборов – обе стороны делают бойкие заявления о своей скорой победе.
«Националы» уверены в этом исходя из сугубо математических соображений – две части «Нацдвижения» в целом получили 47%, а это почти на 10% больше, чем собрал правительственный кандидат. По мнению активистов ЕНД, закрыть такую гигантскую брешь возможно не иначе как при помощи чуда либо фальсификации выборов – что в наших широтах куда более актуально, чем чудо.
Поскольку у «мечтателей» ситуация куда более сложная, то, соответственно, их надежды и помыслы более возвышенные и мистические. Они верят – или делают вид, будто верят, – что сумеют молитвами, ритуальными плясками вокруг костра и своим невероятно мощным даром убеждения убедить проголосовать за них тех, кто в глубине души – где-то очень в глубине – являются «мечтателями», но на выборы пойти поленились.
Надежду на победу правящей партии создает очень низкая явка – около 48%. Куда делись остальные, почему они не пришли, и если придут, то кому отдадут голоса – это как пальцем в небо. Каждый видит, как хочет, и у одних стакан полупустой, а у других – наполовину полный.
Есть, конечно, кое-какие сомнения в том, что «Мечте» удастся значительно увеличить количество своих сторонников, и что надежды на резкий рост активности несбыточны. В Грузии вообще активность на выборах редко превышает 52-55%, а этой добавки недостаточно для того, чтобы перевесить «национальное» преимущество в 10%.
Вся надежда «мечтателей» – это повторить аншлаг 2012 года, когда воодушевленный скорой халявой народец выдал невероятный по местным меркам результат – на выборы пришли 60% избирателей.
Потому и риторика «Мечты» соответствующая – прямо из 2012 года. Такое ощущение, что не было шести лет у власти, и «мечтатели» – все еще в оппозиции. Вся надежда на вопли о девяти годах в духе: «Сейчас Миша вернется, всех вас ограбит, половину расстреляет, а оставшихся изнасилует, изнасилует, изнасилует – сперва мужчин, потом женщин, потом собак, кошек и хомячков».
Впрочем, на улице 2018 год, и атмосфера в стране совсем иная. Прекрасно помню, что происходило в 2012 году. Много раз писал о том, как народ перестал платить за проезд в муниципальном транспорте и выплачивать по кредитам в банках – «Скоро Бидзина придет, и все будет бесплатно». Но это не самое яркое свидетельство массового помешательства в тот период.
Был и еще более убедительный случай. На 27 сентября был назначен итоговый митинг «Грузинской мечты», и в Тбилиси поползли непонятно откуда взявшиеся сплетни о том, что «Бидзина приведет на митинг кого-то, кого никто не ждет». Наш народец, недолго думая, решил, что это будут либо Жвания, либо Патаркацишвили... Вопрос этот обсуждался с полной серьезностью: кого он оживит – Жвания или Патаркацишвили…
Сегодня, в октябре 2018 года, командование «Мечты» должно понимать, что два раза в одну реку войти невозможно: то состояние всеобщего умопомрачения, которое имело место в 2012 году, повторить уже не удастся. Поэтому, скорее всего, 60%-ная явка – это несбыточная иллюзия.
Но... Мы в Грузии. Здесь никогда ничего не знаешь наперед, поскольку народонаселение голосует не головой, а копчиком, и куда посмотрит этот копчик в конкретный день второго тура – не знает никто, в том числе и владельцы этих самых копчиков.
Что будет на выборах и как, не знаю, но знаю одно: «Мечта» неисправима. Надежды на то, что они усвоили урок и сейчас сделают соответствующие выводы, – несбыточны. В «Мечте» принципом набора кадров является бессловесная личная преданность, главная функция – в любом случае аплодировать Верховному Друиду, соответственно, никаких мыслей, кроме верноподданничества, от них ожидать не следует.
Сам же Верховный Друид уже давно потерял связь с реальностью, да и менеджер из него – хуже чем никакой. Об этом свидетельствует то, что риторика не только не изменилась, но и стала еще более ожесточенной: к бесконечным стенаниям по поводу девяти ужасных лет добавились еще и апокалиптические видения будущей всеобщей резни в случае победы ЕНД.
Но есть и другие заявления, от которых прямо-таки веет неадекватностью и некомпетентностью. Ну вот, например, министр финансов Вано Мачавариани выразил искреннее, неподдельное, чистое, как слеза младенца, недоумение: «Почему в Грузии все обращают внимание на курс лари в отношении доллара? Лари сохраняет хороший курс в отношении всех валют мира, в отношении золота, и только к доллару – снижается. Ну и что, разве можно об устойчивости экономики судить только по доллару?»
И действительно, как так можно? Жаль меня там не было. Поинтересовался бы таким важнейшим для экономики Грузии вопросом, как курс лари в отношении монгольского тугрика, южно-африканского ранда и конголезского даласи. Вот ведь что самое важное. Это вам поганый «Рустави 2» мозги проканифолил каким-то там долларом. Конголезский даласи – вот где сила!
Совсем слетел с катушек и министр экономики Георгий Кобулия, который недавно рассказал нам, сирым и убогим, о преимуществе высокого уровня безработицы: «Например, в Германии, если открыть новое предприятие, то там просто некому работать, а у нас такой проблемы нет». Бедняжки немцы, и как они там выживают с их тотальной занятостью. Надо бы закрыть половину предприятий, и тогда у них все будет хорошо – полно рабочей силы...
Этот же министр ошарашил публику такими высказываниями, как «экономика Грузии чувствует себя комфортно в условиях нынешнего курса валют», и «в первой половине 2019 года экономика Грузии еще больше вырастет»... Але, вы там, придержите экономику чуток, а то она у вас чересчур растет. Такими темпами скоро у вас будут те же проблемы, что и у Германии.
А ведь до недавнего времени был очень и очень неглупый человек – работал не в какой-нибудь бидзиновской компании – перекладывать бумажки из одного ящика стола в другой, а московском офисе крупнейшей мировой консалтинговой компании «Маккензи», занимался стратегическими разработками для «Газпрома» и других крупных российских государственных гигантов.
В конце концов, «Маккензи» – это вам не «Грузинская мечта», там идиотов не держат. Но вот стоило человеку окунуться с головой в работу в правительстве Грузии – как вдруг стал нести совершеннейшую чушь.
Да, явно, что-то вокруг Бидзины творится, какая-то мистика. Как первый канал Общественного телевидения Грузии: сколько в него денег вложено, лучшие спецы с других каналов время от времени на него работают – а толку никакого. Попав на Первый канал, лучшие грузинские телевизионщики превращаются в кретинов. Не иначе, какое-то проклятие наложено на эту территорию.
И с Бидзиной, наверное, то же самое – какое-нибудь древнее проклятие, из-за которого умнейший человек из «Маккензи» начинает говорить о превосходстве массовой безработицы над всеобщей занятостью.
Уж если «Маккензи» не устоял... Что же тогда ожидать от остальных полудурков...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции