Accessibility links

«Органные вечера в Пицунде» удивили разнообразием


Гала-концерт последнего дня фестиваля завершился «Гимном пицундскому органу»
Гала-концерт последнего дня фестиваля завершился «Гимном пицундскому органу»

С 12 по 17 сентября в Абхазии прошел V Международный фестиваль «Органные вечера в Пицунде». В рамках фестиваля было отмечено тридцатилетие деятельности известного музыканта – органиста и виолончелиста Александра Князева, состоялась премьера сочинения абхазского композитора Нодара Чанба «Гимн пицундскому органу».

У фестиваля долгая история, и она связана с пицундским концертным залом и его уникальным органом, который был изготовлен и установлен в 1975 году мастерами всемирно известной немецкой органостроительной фирмы «Александр Шуке». Научным консультантом при установке органа была Наталья Малина, главный органный мастер Московской консерватории. Она стажировалась в фирме «Александр Шуке» и сохранила на всю жизнь тесные контакты с ее мастерами.

Первый фестиваль органной музыки прошел в Пицунде в 1977 году, и с тех пор регулярно принимал музыкантов и публику до 1992 года. Война и послевоенная разруха надолго прервали традицию. Не было средств на проведение фестиваля, и сам орган требовал капитального ремонта. Только в 2011 году нашлись средства, и, благодаря усилиям Натальи Малиной, в Пицунду прибыли мастера фирмы «Александр Шуке». После ремонта и настройки орган обрел второе дыхание. С 2012 года традицию органных вечеров в Пицунде возродила заслуженная артистка Республики Абхазия, директор Пицундского концертного зала, органист Марина Шамба.

«Органные вечера в Пицунде» удивили разнообразием
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:23 0:00
Скачать

Рассказывает музыковед и ведущая фестиваля Эсма Джениа: «Когда появился этот полноценный инструмент (после ремонта органа), Марина Николаевна (Шамба) вернулась к идее возрождения фестиваля. Это был очень успешный проект, причем не только с точки зрения культуры необходимый и ценный, но и для привлечения туристов. С экономической точки зрения это очень интересно, и с политической точки зрения, поскольку в фестивале принимают участие музыканты из Европы. И если российские музыканты слышали и знают о Пицунде и об Абхазии, то европейские уже давно об этом забыли. И приятно напомнить о себе и показать вот такой инструмент, в таком хорошем состоянии. И, главное, публику благодарную и так тепло принимающую, поэтому каждый участник, который приезжает сюда, потом становится как будто послом Абхазии. Он может в своем кругу рассказать об уровне культурной жизни в Абхазии. Так что очень важно такие проекты поддерживать и иметь их!»

Пятый органный фестиваль принял музыкантов из России, Германии и Австрии, в нем были представлены такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Краснодар, Барнаул, Казань, Вена и Диллинген-на-Дунае. В 11 концертах приняли участие 16 солистов и три коллектива: два из Абхазии – Государственный камерный оркестр и Государственная хоровая капелла, а также Сочинский симфонический оркестр.

Эсма Джениа рассказала о том, как прошел фестиваль: «Звучала разнообразнейшая музыка, случились и премьеры. В этом году – тридцатилетие деятельности известного органиста Александра Князева. И в рамках фестиваля мы решили отметить это знаменательное событие, и Александру Князеву было предоставлено три дня для сольных выступлений. Это были совершенно необыкновенные программы: и с оркестром, и с нашей хоровой капеллой, и сольно на виолончели, и как органист Александр Князев просто сразил наповал публику! В рамках этих юбилейных выступлений Князева состоялась мировая премьера абхазского композитора Нодара Чанба. Он представил отдельные части своей сюиты «Абхазские эскизы», музыка необыкновенной глубины, и ее очень хорошо воспринимала публика, хотя ее музыкальный язык достаточно современный. Открывался фестиваль сочинением Нодара Чанба, которое он посвятил пицундскому органу. Таково было открытие, и также мы планируем закрыть наш пятый международный фестиваль!»

Гала-концерт последнего дня фестиваля завершился «Гимном пицундскому органу».

О значении фестиваля «Органные вечера в Пицунде» сказал Сергей Будкеев, органист и органный мастер, доктор искусствоведения и профессор Алтайского государственного университета: «Этот фестиваль уникален своим значением для Абхазии и, не побоюсь сказать, для мирового сообщества, потому что сюда приезжают участники из разных стран и отдыхающие из разных стран. И это – одна из точек пересечения различных культур. Здесь ведь играется на органе абхазская музыка, играется музыка европейских композиторов! Органу как инструменту 2300 лет. За это время произошел естественный отбор: из многих сотен тысяч музыкальных произведений остались самые лучшие. И то, что здесь великолепные инструменты и произведения, – это важно, прежде всего, для абхазского народа, потому что необходимо для молодой республики повышать общекультурный уровень. И очень важно входить в орбиту европейской культуры».

Органист из Германии Аксель Флирль
Органист из Германии Аксель Флирль

Гала-концерт прошел при полном зале и под бурные аплодисменты публики. Его программа была интересной, временами неожиданной. Так, органисты Марина Шамба и Сергей Будкеев исполнили вариацию Зигмунда Окса на тему немецкой народной детской песенки «Пролетела птичка» в девяти частях, в том числе, в стиле Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Штрауса, Мендельсона, Брамса и военного марша. Органист из Москвы Алексей Семенов сыграл «Колокола Хинкли» из цикла «Фантастические пьесы для органа». Абхазский органист Лука Гаделия и Кристина Эшба (сопрано) порадовали публику арией Красоты из оратории «Триумф времени и разочарования» Генделя. Органист Александр Новоселов из Санкт-Петербурга сыграл только ногами «Вариацию на тему Паганини для педалей соло» сэра Джорджа Талбен-Болла, а главный органист базилики св. Петра из немецкого города Диллинген-на-Дунае Аксель Флирль исполнил концерт для органа ля-минор Вивальди-Баха. Органистка Елена Кейлина из Вены и альтистка Регина Штейнман из Москвы представили публике вторую часть концерта для альта с оркестром Карла Стамица в транскрипции для альта и органа, а также три пьесы Гаспара Санза «Танец с топорами», «Эспаньолетту» и «Канариоз».

Вот так прозвучало на органе, самом крупном на постсоветском пространстве, в древнем Пицундском храме «Либертанго» известного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы в исполнении абхазского органиста Луки Гаделия.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG